По максимуму: россиянам разъяснили, почему в школах набирают по 30 первых классов

Граждане Российской Федерации шокированы последними событиями. По всей стране новый тренд — в школы набирают по 30 первых классов. В некоторых учреждениях едва хватает букв для одной параллели. Об этом пишет новостной портал Пронедра ссылаясь на материал Все больше и больше — кто рекордсменПочему российские школы набирают по 30 первых классовПольза укрепления относительна
Все больше и больше — кто рекордсмен
В этом году образовательный центр «Южный город» в поселке Придорожном Волжского района Самарской области стал рекордсменом по количеству первых классов, набравшим 31 класс. Всего в школе учится 930 первоклассников, которые и другие школьники будут размещены в трех корпусах. В социальных сетях шутят, что скоро школе придется использовать буквы «Ы» и «Ё» для обозначения классов, так как букв русского алфавита может не хватить.

Представители министерства образования и науки Самарской области пояснили, что образовательный центр «Южный город» расположен в микрорайоне, где идет активная строительство жилья, и в этом учебном году более 6,8 тысяч детей будут обучаться в трех корпусах школы. Это самая крупная школа в регионе.
В 2013 году в Самарской области было 706 общеобразовательных организаций, в которых училось более 284 тыс. человек, в 2023 году — 671 организация, в которых учится 364 тыс. школьников. Однако, подчеркивают в министерстве, число школ сокращалось за счет реорганизации, а не ликвидации: просто одно юридическое лицо присоединяли к другому.
Почему российские школы набирают по 30 первых классов
Член профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий отмечает, что укрупнение школ — долгий процесс, который начался с конца 2000-х годов и прошел несколько этапов. В Москве это привело к объединению 15-20 зданий в одну школу, где обучение получают несколько тысяч учеников. Луховицкий замечает, что основной пользой от укрупнения школ является удобство для администрации, например, министерства образования Самарской области, которому проще управлять крупным учебным заведением с одним директором. Кроме того, такие школы получают большее финансирование, что обеспечивает стабильность руководству.
Другой учитель из Нижегородской области, Дмитрий Казаков, рассказывает о процессе укрупнения сельских школ. Они не могли быть закрыты без решения собрания сельского населения. Поэтому маленькие школы становились филиалами более крупных, финансирование сокращалось, а затем филиалы закрывались, так как для их ликвидации не требовалось собрание сельского населения. Казаков признает, что это является мировой тенденцией, поскольку огромные образовательные учреждения существуют и в других странах, таких как США.
Евгений Романенков, заместитель руководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата Общероссийского профсоюза образования и заслуженный учитель РФ, подчеркивает, что большие школы представляют собой не только экономическую выгоду, но не способствуют существенному личностному и профессиональному развитию учеников и педагогов.
Он отмечает, что большие школы-комплексы основаны на «экономизированных» принципах образования, где стремятся увеличить количество учеников на одного учителя с целью снижения затрат на обучение каждого ребенка и оптимизации расходов. Однако образование является инвестицией в будущее человека и государства, что стоит в противоречии с оптимизацией.
Таким образом, Романенков подчеркивает, что большие школы-комплексы не способствуют полноценному развитию личности ребенка и профессиональному росту педагога, и поэтому не являются оптимальным подходом к образованию.
Польза укрепления относительна
Евгений Романенков придерживается мнения, что идеальное условие для обеспечения индивидуального маршрута успешного развития каждого ученика – это небольшие школьные коллективы. Он подчеркивает, что в больших школах люди часто «теряются и обезличиваются». По его мнению, директор школы должен знать всех учителей и детей. Всеволод Луховицкий добавляет, что ученики также должны знать всех преподавателей, даже тех, кто не является их учителями.
«Когда в школе находится 3 тысячи человек, и школьники в одной параллели из 10 классов не знают друг друга, это не способствует хорошей обстановке для учебы», – отмечает Всеволод Луховицкий.
Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, также подчеркивает, что небольшие коллективы помогают поддерживать комфортное психологическое состояние первоклассников.
Можно смело утверждать, что предпочтительнее иметь 30 параллельных классов с по 20 учениками в каждом, чем 15 классов с по 40 учениками», отмечает он.
«Для успешного решения задач по воспитанию и проведению различных мероприятий важно существование взаимодействия между классами, которое затрудняется при слишком большой параллели».
Алексей Лубков также подчеркивает, что для младших школьников следует избегать обучения в две смены. Однако, согласно статистике Минпросвещения, половина всех учащихся, поступающих на вторую смену в 2022 году, являются младшеклассниками. Количество параллельных классов, по его словам, может не свидетельствовать о нехватке мест, при условии, что все классы обучаются в одну смену, и каждый учитель начальных классов ведет только один класс.
«Существует дилемма, что и слишком большая, и слишком маленькая школа имеют свои недостатки», — отмечает Дмитрий Казаков.
Необходимо найти оптимальное соотношение. Возможно, стоит обратиться к советскому опыту: там сначала строили небольшие школы на несколько сотен учеников, а затем увеличивали их размеры.
Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ, отмечает, что большие школы могут быть полезны для среднего и старшего звена образования. В таких школах есть больше возможностей для специализированного обучения, индивидуального образовательного пути, наличия лабораторий и т.д. Однако, когда речь идет о начальной ступени образования, рекомендуется использовать небольшие здания для распределения детей.
«Многочисленные классы в больших школах, как правило, не учитывают психологическую и эмоциональную нагрузку, с которой сталкивается ученик начальной школы. Камерные школы с небольшим числом учащихся гораздо более соответствуют его потребностям. Маленькому ребенку необходимо не только освоить образовательную программу, но и найти свое место в коллективе. Многие психологи выступают против существования таких крупных учебных заведений с мощной начальной школой».
Ирина Абанкина отмечает, что создание больших школ с многочисленными классами зачастую обусловлено интересами инвесторов, которым не выгодно заниматься множеством небольших проектов. Таким образом, экономические решения часто превалируют над рекомендациями педагогов-психологов и принципами возрастной педагогики. Очевидно, что такие слишком крупные школы и такая высокая концентрация детей не соответствуют требованиям и потребностям детей.
Обсудим?
Смотрите также: