Вилаят Хорасан бросает вызов талибам*
Теракт в аэропорту Кабула, в результате которого погибло не менее 170 афганцев и 13 военнослужащих США, привлек внимание западных СМИ к очередной радикальной исламской группировке Афганистана, которая бросает вызов новому правительству талибов. Ответственность за теракт взяло на себя региональное отделение Исламского государства* — «ИГ-Хорасан» или Вилаят Хорасан (полностью — «Исламское государство провинции Хорасан», по-английски — ISIS-Khorasan, сокращенно — ISIS-K). Эта организация, возникшая в 2015 году в провинции Нангархар на востоке Афганистана, действует на всей территории страны, а также в Пакистане, Таджикистане и Индии. Она считается филиалом «большого» ИГИЛа*, а свое название берет от исторической области Хорасан, которая простиралась от восточного Ирана до Средней Азии и Индии, объединяя несколько мусульманских государств.
Организация насчитывает около трех тысяч высокомотивированных бойцов, это наиболее радикальная из всех исламистских группировок Афганистана. «Хорасанские» игиловцы придерживаются тактики тотального террора, объектами их нападений стали не только американцы и талибы, но также международные агентства, больницы, школы для девочек и т. д. Важное отличие от движения «Талибан»*, которое является чисто афганским национал-исламистским движением, заключается в том, что «хорасанские» игиловцы — подразделение глобальной сети ИГ, которая стремится наносить удары по всем западным, международным и гуманитарным объектам в любой точке земного шара.
Если с талибами при определенных условиях можно достичь договоренности, то «хорасанцы» не допускают никаких компромиссов. Они обвиняют талибов в капитулянтстве, предательстве идеалов джихада и «сговоре с американцами» в роскошных отелях Дохи. Более того, они объявили талибов вероотступниками, что делает их убийство оправданным с точки зрения радикальных исламских законов. «Хорасанские» игиловцы надеются, что с помощью терактов они привлекут на свою сторону колеблющихся членов движения «Талибан», а также джихадистов во всем регионе.
По мнению Эндрю Майнса, ведущего специалиста по экстремизму в университете Джорджа Вашингтона, последние теракты в Кабуле стали напоминанием, что ИГИЛ способно дестабилизировать обстановку в Афганистане и дискредитировать движение «Талибан» как коллаборационистов Запада. Формально ИГ-Хорасан подчиняется головной организации ИГ в Ираке и Сирии, но фактически обладает большой степенью автономии. Идеология «хорасанцев» полностью совпадает со стратегическими целями ИГИЛ, при этом они считают сферой своих интересов Афганистан, Центральную Азию и полуостров Индостан. Провозглашается беспощадная борьба со всеми «неверными», а в случае Афганистана — с шиитами-хазарейцами и сикхами.
Главный вопрос, интересующий западных аналитиков — имеется ли связь между талибами, новыми хозяевами Афганистана, и игиловцами? Не секрет, что в ряды ИГ-Хорасан влились в свое время наиболее радикальные талибы. Подозрения западных экспертов основываются на следующем наблюдении: почему талибы, которые контролировали все дороги, ведущие к аэропорту Кабула, пропустили к воротам террористов? Может быть, этот теракт сыграл на руку самим талибам, которые предстают теперь в глазах Запада единственным барьером на пути радикальных исламистов?
Однако факты говорят другое: в 2016-2020 годах талибы вели ожесточенную борьбу с отрядами ИГ-Хорасан в провинциях Кунар и Нангархар. Это был внутриафганский конфликт, в ходе которого американцы поддержали талибов и стали таким образом их вынужденными союзниками. ИГ-Хорасан понесло тяжелые потери в ходе боев с талибами и американскими войсками, потеряв не мене двух тысяч бойцов.
Последние теракты «хорасанцев» в Кабуле призваны подорвать позиции умеренного руководства талибов и обеспечить движению ИГ-Хорасан широкую поддержку населения. Момент выбран радикалами крайне удачно, поскольку талибы стремятся показать свое «миролюбивое» лицо, они добиваются признания мировым сообществом и продолжения финансовой помощи со стороны западных доноров. Близкий к талибам телеканал Хиджра-ТВ показывает, как новый режим с помощью многочисленных патрулей обеспечивает порядок на улицах Кабула.
Тем не менее опосредованная связь между талибами и ИГ-Хорасан есть, ее осуществляет сеть Хаккани — самостоятельная террористическая организация, тесно сотрудничающая с движением «Талибан». Именно сеть Хаккани организовала ряд крупных терактов в период 2019-2021 годов, в которых участвовали также талибы и «хорасанские» игиловцы. Организация Хаккани базируется на границе с Пакистаном и пользуется поддержкой пакистанских спецслужб. Западные аналитики считают, что ИГ-Хорасан — это отколовшаяся фракция пакистанской группировки Техрик-и-Талибан Пакистан, которую создали прибывшие из Ирака сторонники лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади. В любом случае, оба движения — «Талибан» и ИГ-Хорасан — имеют общие корни в Пакистане, который использует в интересах как афганских, так и арабских исламистов.
Несомненно, ИГ и его хорасанское подразделение представляют сейчас наиболее серьезный вызов для нового правительства талибов, которое в данном случае вынуждено искать поддержку у стран Запада. Несмотря на то, что движение «Талибан» признано террористическим во многих странах, сделать талибов «легитимными» правителями Кабула сейчас в интересах всего мирового сообщества, в первую очередь государств Центральной Азии, которые с тревогой следят за ситуацией в соседнем Афганистане.
____________________________
* террористические организации, запрещенные в России, — прим. ИноСМИ
Обсудим?
Смотрите также: