ОБСЕ уходит с Украины
Примерно в половине одиннадцатого 23 апреля этого года машина, принадлежавшая патрулю наблюдателей ОБСЕ, была подорвана вблизи линии фронта между украинскими правительственными войсками и пророссийскими сепаратистами в Луганской области.
В результате взрыва погиб один американец. Один чех и один немец были ранены. Норвежец, находившийся в другой патрульной машине, не пострадал от взрыва.
Мощная мина
Патруль вышел из выдвинутой вперед базы ОБСЕ в городе Стаханов, который формально вернул себе старое наименование Кадеевка.
Машины ехали по узкой грунтовой дороге около деревни Пришиб, когда произошел взрыв мощной мины.
Район, где ехали машины, находится вблизи фронтовой линии в Луганской области у реки Северный Донец. Украинские власти контролируют одну сторону речного берега, а пророссийские сепаратисты — другую, там и проезжала эта машина.
Американец Джозеф Стоун (Joseph Stone), санитар патруля, сидевший на заднем сиденье, погиб, вероятно, мгновенно.
Не ДТП
«Мы не сомневаемся, что это не было обычным дорожно-транспортным происшествием, это была мина, намеренно заложенная там, где проезжали машины ОБСЕ», — говорит Александер Хуг (Alexander Hug) в беседе с NRK.
Швейцарский дипломат с 2014 года выполняет трудное задание руководить на Украине корпусом наблюдателей, насчитывающим более 500 мужчин и женщин.
«Но мы не можем сказать, что это была мина, заложенная чтобы подорвать наш патруль», — говорит Хуг и добавляет, что в настоящее время ведется расследование, чтобы прояснить произошедшее.
К этому делу подключилась и американская служба безопасности ФБР, поскольку в результате взрыва мощной мины погиб американский гражданин.
Была подорвана противотанковая мина, и согласно сведениям, полученным NRK, многое говорит о том, что мина была приведена в действие дистанционным взрывателем.
Отказ посещать опасные участки
Ни пророссийские сепаратисты, ни украинские правительственные войска не взяли на себя ответственность за произошедшее. Но последствия этого подрыва велики.
Не в последнюю очередь для десятков тысяч человек, живущих у почти пятисоткилометровой фронтовой линии — или контактной линии, как официально называется «граница», идущая от Азовского моря на юге через Донбасс до границы на севере с Россией на северо-востоке.
«После того, что произошло 23 апреля, мы ввели правило, согласно которому наши патрули ездят только по асфальтированным дорогам и на определенном расстоянии от контактной линии», — говорит Александер Хуг.
Корреспонденты NRK встретились с Хугом в главном штабе ОБСЕ в городе Краматорске в той части Донецкой области, которая контролируется украинскими правительственными войсками.
«Поэтому у нас больше нет возможности помогать поддерживать перемирие на отдельных участках, чтобы отремонтировать дома, восстановить линии электропередач и водопроводы и обеспечить поставки», — говорит Хуг, который очень серьезно воспринимает положение, сложившееся после гибели одного из своих сотрудников.
Большое количество норвежцев на территории конфликта
«У нас есть сообщения о сотнях, даже тысячах нарушений перемирия каждый день», — говорит Александер Хуг.
Он считает, что это только вершина айсберга, потому что у них больше нет возможности наблюдать за соблюдением перемирия везде, и что это в свою очередь увеличивает желание сторон начать стрельбу.
«Это, естественно, является угрозой, в первую очередь, для мирного населения, но также и для сотен наших наблюдателей», — говорит Хуг.
Норвегия основательно представлена на самом опасном участке конфликта: четыре норвежца в последнее время были размещены на выдвинутой базе в Стаханове.
В то же время операцию ОБСЕ в Луганске возглавляет генерал-лейтенант Арне Борд Далхауг (Arne Bård Dalhaug). Поэтому норвежские власти также вовлечены в деятельность по поддержанию безопасности в Донбассе.
Руководитель корпуса наблюдателей Александер Хуг после интервью с NRK отправился инспектировать фронтовую линию Донецка.
Согласно сведениям NRK, ОБСЕ в настоящее время тщательно изучает возможность осуществления задачи, полученной ею после Минских договоренностей в феврале 2015 года: наблюдать за соблюдением перемирия, которое обеспечивает безопасность мирного населения на данной территории.
Вооруженные миротворческие части в Донбассе?
Речь идет о том, чтобы послать в Донбасс вооруженные миротворческие силы под эгидой ООН и таким образом уладить ситуацию, а в будущем сделать возможным интеграцию районов под контролем сепаратистов в остальную Украину.
Но в настоящее время весь мирный процесс остановился, и почти каждый день гибнут люди.
«Позитивным моментом является то, что гражданские лица каждый день пересекают контактную линию. Речь идет о 15-20 тысячах человек, и это показывает, что для большинства гражданского населения важно поддерживать контакты. Это понимают и сепаратисты, и украинские власти, поэтому пункты перехода остаются открытыми. Это дает надежду на то, что когда-нибудь конфликт будет решен», — говорит руководитель миссии ОБСЕ Александер Хуг корреспондентам NRK.
Обсудим?
Смотрите также: