Старт Хиллари Клинтон



Старт Хиллари Клинтон


В прошлую субботу кандидат в президенты США Хиллари Клинтон выступила с первой большой предвыборной речью. Как отмечают обозреватели, для этого она не случайно выбрала парк, носящий имя легендарного президента демократа — Франклина Рузвельта. В своей речи Клинтон процитировала нынешнего президента Барака Обаму, президента Франклина Делано Рузвельта и Билла Клинтона, своего мужа. По ее мнению, эти трое разделяли идеал, что «настоящее и продолжительное процветание должно строиться всеми и быть общим для всех».

Выступая перед пятью тысячами сторонников, она пообещала выступать в поддержку бедных и среднего класса — тех слоев населения, которые пострадали в результате рецессии. Клинтон раскритиковала преимущества, которые предоставляет американская система корпорациям. «Богатство не может быть только для топ-менеджмента и инвестиционных фондов. Америка не может процветать, если вы не будете процветать. И именно поэтому я иду состязаться за должность президента США», — подчеркнула экс-первая леди США и бывший государственный секретарь.

И больше всего аплодисментов вызвали слова 67-летней Клинтон: «Возможно, я буду не самым молодым кандидатом на этих выборах, но я буду самой молодой женщиной — президентом Соединенных Штатов».

Внешнеполитическим вопросам в 45-минутной речи было посвящено несколько абзацев. В частности кандидат в президенты США заверила, что имеет серьезный опыт в борьбе с опаснейшими внешнеполитическими вызовами. По ее словам, ни одна другая страна, кроме США, «не укомплектована лучше, чтобы встретить традиционные угрозы от стран наподобие России, Северной Кореи и Ирана и чтобы справиться с ростом новых сил вроде Китая».

«Я давала отпор противникам наподобие Путина, укрепляла союзников вроде Израиля и была в ситуационном центре в день, когда мы уничтожили бен Ладена» — отметила Клинтон. Ее слова: «Я верю, что будущее открывает больше возможностей, чем угроз, если мы будем осуществлять креативное и уверенное лидерство, которое позволит нам формировать мировые события, нежели они будут формировать нас», — тоже были встречены аплодисментами.

«День» обратился к украинским и американским экспертам с просьбой прокомментировать первую предвыборную речь Хиллари Клинтон.

«Она знает точно, в чем заключается украинский интерес, и всегда была благосклонной к Украине»

Юрий Щербак
, экс-посол Украины в США и Канаде, Киев:

— Начало избирательной кампании в Соединенных Штатах идет по тому сценарию, который предвидели многие политические аналитики и политики. И, действительно, надо признать, что на сегодняшний день, если говорить о кандидатах-демократах, Хиллари Клинтон имеет больше всего шансов, поскольку она последовательно продолжает развивать ценности Демократической партии, которые фактически являются социалистическими, лейбористскими ценностями. То есть с акцентом на здравоохранение, социальное равенство. И такие ценности сегодня чрезвычайно популярны в Соединенных Штатах. Дело в том, что тот классический капитализм, на котором держалась Америка, сейчас очень искажен и изменен. Существует огромное социальное неравенство между теми, кто занимает ключевые финансовые позиции, и простыми трудящимися страны. В этом плане она имеет большие шансы и будет опираться на поддержку городского среднего класса, который всегда традиционно поддерживает Демократическую партию. А если Республиканская партия не предложит мощного такого кандидата, который выдвинет социальные лозунги, то, конечно, Хиллари Клинтон имеет большие шансы на победу.

Нас, конечно, интересует ее отношение к Украине. Я могу засвидетельствовать, что Хиллари Клинтон чрезвычайно хорошо знает украинские дела еще с тех времен, когда она была Первой леди, она приезжала к нам несколько раз. Потом, будучи госсекретарем, она Украину держала в фокусе своих интересов. И то, что она жестко высказалась в адрес Путина, уже свидетельствует о ее позиции, которая будет зависеть в большой мере от развития событий. Мы можем, конечно, рассчитывать на ее поддержку, и это — бесспорно. Это не игра словами, это ее принципиальная позиция. Но сегодня, конечно, все кандидаты в президенты все карты не показывают. Ведь они оставляют для себя возможности разных решений, либо ужесточения своей позиции, либо, наоборот, смягчения. Я думаю, что в этом плане она будет очень гибкой.

И если боевые действия на Донбассе не будут сведены к минимуму, то вся риторика республиканцев и демократов будет изменена. Ведь, что бы там ни говорили, республиканцы не воспринимают путинский режим и того, что произошло в Европе, а демократы более склонны к сотрудничеству с Россией, это подтверждалось не один раз всеми «перезагрузками», и обамовская политика относительно России всегда держалась на ошибочном постулате, что Россия — демократическая страна и с ней можно решать ряд проблем. Был полный провал этой политики. Думаю, что Хиллари Клинтон это понимает, хотя она и стояла у истоков этой политики. Но, с моей точки зрения, следующая часть ее кампании будет посвящена прямой или непрямой критике многих ошибок Обамы во внешней политике, которые привели к тому, Америка постепенно теряет свое влияние в мире.

Хиллари Клинтон фактически уже начала говорить о том, что она выступает за могучую Америку, мощные вооруженные силы. И, если она поставит задачу возвращения Америки на роль мирового государства номер один, она очень много отберет голосов у республиканцев. Поэтому социальные программы, здравоохранение, образование, то, на чем держатся программы демократической партии плюс требования возвращения американской потуги, — все это приведет к тому, что она сможет склонить чашу весов в свою пользу и выиграть выборы. Но в начале кампании очень трудно понять, кто придется по вкусу тем избирателям, которые изменились. И мы еще не знаем, кто еще может осмелиться выдвинуть кандидатуру и составить большую конкуренцию Хиллари Клинтон.

Подводя итог, можно сказать: да, Хиллари Клинтон имеет много шансов. Ведь, во-первых, она провозгласила, что хочет стать первой женщиной президентом. А это привлекательная идея для многих избирателей в Соединенных Штатах, особенно женщин. Во-вторых, она провозгласила тезис о социальных проблемах, а это то, к чему республиканцы не очень склонны, ведь они представляют большие капиталы и не очень заигрывают с лейбористско-социалистическими лозунгами. В-третьих, она провозгласила идею большой, мощной Америки, и все зависит от того, как она будет разыгрывать эти карты.

Но в любом случае мы должны понимать, что она знает точно, в чем заключаются украинский интерес, и всегда была благосклонной к Украине. Ее правой рукой, ближайшей помощницей является украинка Мелани Вервер, посол по особым поручениям Президента Обамы по глобальным проблемам женщин. Поэтому мы должны понимать, что украинское дело будет в руках человека, который очень хорошо знает суть наших проблем.

«Жесткая позиция относительно России будет стандартом в канун президентских выборов в 2016 году»

Стивен Пайфер, старший научный сотрудник Института Брукингса, Вашингтон:

— Основная часть речи Хиллари Клинтон 13 июня в Нью-Йорке была сосредоточена на внутренних проблемах. Здесь нет ничего странного: президентские выборы в США, как правило, концентрируются намного больше на экономических и внутренних вопросах, чем на вопросах внешней политики. Это была стартовая речь госпожи Клинтон; в ходе кампании еще будет много дискуссий по вопросам внешней политики и национальной безопасности.

В своей речи госпожа Клинтон застолбила левоцентристскую позицию, и это не было сюрпризом. Она хочет сохранить демократическую базу партии, вместе с тем позиционируя себя как кандидата центра, особенно если начальная республиканская кампания заставит кандидатов-республиканцев застолбить правые позиции, а это вполне возможно.

Я думаю, что почти все кандидаты — госпожа Клинтон и подавляющее большинство республиканцев — будут выступать за более жесткую внешнюю политику, чем это было при президенте Обаме, хотя мы хотим увидеть подробное объяснение их взглядов по конкретным вопросам. Госпожа Клинтон реализовала политику «перезагрузки» президента в 2009-2010 гг. и может утверждать, что она принесла успехи американским интересам: Новый договор о СНВ и сотрудничестве с Россией относительно блокирования ядерной программы Ирана и относительно Афганистана. Но, поскольку политика России изменилась, что совпало с возвращением Владимира Путина на пост президента в 2012 году, госпожа Клинтон ужесточила свою позицию относительно России. Как мы видели на прошлой неделе с речью Джеба Буша в Берлине жесткая позиция относительно России, вероятно, будет стандартом в канун президентских выборов в 2016 году.

«Приоритеты внешней политики президента не будут четко понятными, пока он или она не вступит в должность»

Д-р Мэтью Рожански, директор Института Кеннана в международном научном центре им. Вудро Вильсона, Вашингтон:

— Я не вижу ничего нового или драматичного в этой речи. В действительности каждый кандидат с обеих противоборствующих сторон в гонке 2016 года скажет то же самое. Все обещают быть жесткими относительно Путина и сильными сторонниками военных и союзников Соединенных Штатов. Приоритеты внешней политики президента не будут четко понятными, пока он или она не вступит в должность и будет нести ответственность не только за риторическую сторону политики, но и за краткосрочные и долгосрочные последствия каждого действия. Именно поэтому большинство президентов действуют с намного большей осторожностью и сдержанностью и больше похожи на своих предшественников, чем на это может указывать предвыборная риторика.

«Украине в любом случае надо ожидать последовательной поддержки США, но понимать сферу собственной ответственности»

Николай Капитоненко, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:

— Очень сильное выступление. Грамотнее, стильное, поражающее. Мне кажется, ставка сделана на традиционную линию демократов, и не случайно само выступление состоялось в парке, носящем имя легендарного президента Демократа — Франклина Рузвельта. Клинтон сделала ударение на социальной справедливости, борьбе с дискриминацией и семейных ценностях, что совмещается с ее собственным опытом, формируя завершенный имидж.

Не думаю, что здесь много популизма, она говорит о понятных и близких американцам проблемах, которые не первое десятилетие находятся в повестке дня, подчеркивая при этом собственные политические приоритеты. Популизм — это когда пенсии обещают с воздуха поднять в десять раз. А в выступлении Клинтон — формулировка государственной политики.

Действительно, в ее выступлении есть что-то и от программы самого Обамы, и элементы программ других политических сил, но время требует непростых решений. В том, что касается внешней политики, тоже все четко. Позиция относительно Путина прагматичная, уверен: если она победит, Кремлю придется значительно сложнее, чем сейчас.

Как бывший госсекретарь, Клинтон может позволить, чтобы за нее говорили дела. Концентрация на внутренних вопросах, социальных и экономических, была, с моей точки зрения, правильной для такого формата.

Скорее, это будет позиция относительно России. И сейчас, и потом Россия будет восприниматься как государство, которое бросило вызов мировому порядку и превратилось в вызов. Как всегда, риторика после победы должна стать более умеренной и прагматичной, содержать конкретные предложения и шаги. Украине в любом случае надо ожидать последовательной поддержки США, но понимать сферу собственной ответственности. Президент Клинтон сохранит поддержку Украины приблизительно в той же форме, которая есть при президенте Обаме.

«В случае избрания президентом, она, скорее всего, будет проводить более сильную и реалистичную политику, чем президент Обама»

Джон Хербст
, экс-посол США на Украине, член Американского Совета, Вашингтон:

— В своей речи Клинтон едва коснулась внешней политики. Но то, что она мало сказала, усиливает ее репутацию либерального интернационалиста, который выступает в поддержку сильной политики и активного международного присутствия. В случае избрания президентом, она, скорее всего, будет проводить сильную и более реалистичную политику, чем президент Обама, который описал кризис на Украину как региональный. В прошлом году Клинтон сравнила действия президента Путина на Украину с политикой Гитлера в 1930-х годах. В январе она сказала, что США должны предоставить больше финансовой и военной помощи Украине.