Украина должна вести себя безупречно
После неожиданных заявлений по сирийскому вопросу Эммануэль Макрон высказался 26 июня о другой серьезной проблеме, о которой до недавнего времени говорил весьма уклончиво. По случаю встречи в Елисейском дворце с украинским коллегой Петром Порошенко президент Франции расписал то, как он намеревается прийти к устойчивому урегулированию конфликта, который все еще бушует на востоке Украины.
Предварительные условия
По мнению французского лидера, формирование «новых основополагающих принципов стало бы слишком большой потерей времени». Макрон считает, что вопрос касается лишь «конкретного применения» различных пунктов Минских соглашений, которые были подписаны под эгидой канцлера ФРГ Ангелы Меркель и его предшественника Франсуа Олланда.
Президент Франции дал «еще несколько месяцев на достижение успеха в рамках соглашений» и отверг мысль об альтернативном решении, которая, в частности, была недавно озвучена госсекретарем США Рексом Тиллерсоном (Rex Tillerson). Он делает ставку на организацию до намеченного на 7 и 8 июля саммита G20 в Гамбурге телефонной беседы лидеров государств-участников «Нормандской четверки» (Франция, Германия, Украина, Россия).
В рамках разговора предполагается обсудить предварительные условия, которые должны помочь продвинуться по самым важным вопросам: отход вооруженных сил с обеих сторон фронта, обеспечение контроля наблюдателей ОБСЕ над ситуацией на линии соприкосновения, обмен пленными, урегулирование вопроса «блокады» (разрыв экономических связей между Киевом и сепаратистскими регионами, захват украинских предприятий новыми властями Донбасса).
«Мне хотелось бы проводить встречи с четкими целями и конкретными результатами, даже если те и могут показаться не слишком существенными», — подвел итог Макрон, подчеркнув определенную «смену тона». На самом деле в политике небольших шагов нет ничего новаторского: именно по такому пути пытались идти Олланд и Меркель, и их на нем поджидали одни неудачи, хотя минский процесс, безусловно, помог снизить интенсивность боев. Подписанное 24 июня очередное перемирие до конца лета (его целью было позволить местным собрать урожай) разлетелось вдребезги в тот же день с новостью о гибели двух украинских военных.
В ходе своего выступления Петр Порошенко вновь повторил аргумент, которым регулярно пользуется для объяснения своей неспособности добиться подвижек в политической части минского процесса и, в частности, организации местных выборов. По его словам, «на первом месте стоит та часть Минских соглашений, которая касается вопросов безопасности». Другими словами, пока нет гарантий перемирия, обсуждать остальные аспекты невозможно.
Прямая дискуссия
Как же тогда у Эммануэля Макрона получится сдвинуть процесс с мертвой точки? Президент признает, что делает ставку на собственную волю и решительность. Он заявил, что ему не терпится добиться результатов и что «не стоит привыкать к безрезультатным дискуссиям». Его энтузиазм перекинулся по крайней мере на часть украинской делегации, один представитель которой заявил: «Раз Макрону удалось самостоятельно оживить „Нормандскую четверку», это признак того, что подвижки возможны. Украина заинтересована в том, чтобы подключиться к этой динамике».
Второй новый момент проявился за кулисами. «Частная беседа была более прямой, чем публичное заявление, — рассказывает дипломатический источник. — Макрон передал Порошенко такое послание: мы будем требовательны к России, но вы должны вести себя безупречно. Заявления в духе „мы бессильны что-либо сделать“ приниматься больше не будут». Однако президент Франции сделал ряд дружеских жестов по отношению к украинскому коллеге, заверив его, что Франция «никогда не признает аннексию Крыма» и что все помнят, «в чем причина: речь идет не об украинской агрессии».
Кроме того, Макрон намеревается активнее привлечь ОБСЕ к дискуссиям, чтобы российская и украинская стороны без конца не перекладывали друг на друга ответственность за бои и препятствия. Ему хочется, чтобы организация присутствовала как минимум на первых встречах «Нормандской четверки» и играла роль мирового судьи. Кстати говоря, новая функция ОБСЕ станет одной из первых проверок «метода Макрона». Французский лидер говорил о «миссии наблюдателей», тогда как Порошенко вновь выступил за «развертывание вооруженной миссии на линии фронта», против чего систематически выступала Москва.
Обсудим?
Смотрите также: