Science: Новая гипотеза о происхождения индоевропейских языков

Согласно новой гипотезе о происхождении индоевропейских языков, выдвинутой учёными Института эволюционной антропологии Макса Планка, их родина южнее Кавказа. Отчёт исследования публикует Science.

Авторы исследования создали базу данных из 109 современных и 52 исторических индоевропейских языков с указанием времени их возникновения. Затем проанализировали эту базу данных с помощью моделей байесовского филогенетического вывода.

Исследователи пришли к выводу, что индоевропейские языки появились около 8000 лет назад. Эта дата глубже, чем считалось ранее, и соответствует первоначальному происхождению к югу от Кавказа, с последующим распространением на север в степную область.

Результаты исследования показывают, что немногие древние письменные языки являются непосредственными предками современных языковых групп. Для индоевропейских языков был определен средний возраст примерно 8120 лет назад. К этому времени индоевропейские языки уже разделились на несколько основных ветвей. Однако не обнаружено свидетельств наличия единого неанатолийского ядра (центральной области) на данном этапе.

Вывод исследования говорит о том, что результаты не совсем согласуются ни с «степной гипотезой», ни с «земледельческой гипотезой». Недавние доказательства археологической ДНК указывают на то, что анатолийская ветвь не связана со степью, а скорее связана с территорией южнее от Кавказа.

Результаты исследования указывают на то, что миграции, начиная примерно с 5000 лет назад, запаздывают для хронологии языкового разделения индоевропейских языков. Тем не менее они соответствуют идее об исходной родине на юге от Кавказа и последующей миграции на север, в степную область, как вторичной родине для некоторых ветвей индоевропейских языков, которые впоследствии распространились в Европу с миграциями, связанными с культурой Кордед-Вэр.