Le Figaro: Горбачев — реформатор или мечтатель?
Тридцать лет назад исчез Союз Советских Социалистических Республик. 25 декабря 1991 года Михаил Горбачев ушел в отставку. Конец мира, эпохи и «холодной войны», которая на протяжении почти столетия определяла структуру международных отношений. Участник и привилегированный свидетель этой страницы истории Владимир Федоровский только что выпустил «Правдивый роман о Горбачеве» (издательство «Flammarion»). Этот рассказ основан на малоизвестных архивных документах, сочных анекдотах и неопубликованных свидетельствах.
Le Figaro: Прославляемый на Западе за то, что он положил конец «холодной войне», Михаил Горбачев сегодня несет ответственность за все трудности своей страны, по мнению россиян. Так кто он, дальновидный реформатор или слабохарактерный мечтатель?
Владимир Федоровский: Его стратегия не была импровизированной, она была сознательной. Советская система подходила к концу, он это знал. Машина уничтожила сама себя. Но он думал, что есть еще достаточно возможностей для проведения реформ сверху, которые позволили бы создать что-то новое. Таким образом, Горбачев не следовал программе, для которой его предшественник Юрий Андропов назначил его незадолго до своей смерти 9 февраля 1984 года. Андропов представлял, что Горбачев применит ту же стратегию, что и Дэн Сяопин в Китае, постепенно делая экономику открытой при сохранении полного контроля над политикой. Но в 1985 году, вдохновленный архитектором перестройки Александром Яковлевым, новый хозяин Кремля выбрал другой путь. Он думал, что необходимо делать два дела одновременно: постепенно либерализовать и экономику, и политику.
— Как Михаилу Горбачеву удалось завоевать страну?
— Он умел маневрировать, чтобы ошеломить все уровни системы — Компартию, государство, армию и народ — при помощи декретов, написанных самым совершенным деревянным языком, в соответствии с коммунистическим православием. Поступая так, без особого нажима, он смог вдохнуть свободу посреди коммунизма!
— При том, что он либерализовал Советский Союз и положил конец холодной войне, он также совершил серьезные ошибки, за которые пришлось дорого заплатить…
— Михаил Горбачев был движим огромными амбициями: он считал себя избранным свыше не только для преобразования своей страны и международного порядка, но и для изменения русского человека. Однако, как всегда, мечты молодых амбициозных реформаторов быстро сталкиваются с суровой реальностью. Едва он объявил войну алкоголю, как его популярность рухнула. И очень быстро экономика начала давать сбои. Когда китайцы решили положить конец тотальному интервенционизму, они позволили директорам управлять своими компаниями, но под контролем партии. Ничего подобного не было сделано в СССР. Закон о предпринимательстве, принятый в 1986 году, который давал боссам финансовую независимость, потерпел фиаско, поскольку они тут же стали переводить свои средства за границу. Рынок рухнул. Затем напряженность в стране сделала свое дело.
Однако не следует думать, как сегодня утверждают в России, что Горбачев был западным агентом, которому ЦРУ поручило ослабить Советский Союз. Сторонники перестройки пришли к выводу, что тоталитарный режим был не только экономически контрпродуктивным, но и морально преступным, и что от него нужно было избавляться во благо страны. Стоит повторить: тоталитарный режим умер, потому что Горбачев перестал убивать, чтобы править. Без политического террора такой режим мог только рухнуть.
— Но Горбачев также обманчиво верил в то, что Запад ему поможет. Но американцы не двинулись с места…
— Движимый стремлением осуществить реформы, Горбачев действительно заблуждался в том, что Запад поможет российским демократам, поддержит их в преодолении надвигающегося финансового и экономического кризиса. Стратегия Запада была иной. Он жаждал падения коммунизма и одновременно геополитического ослабления Советского Союза! «Мы целились в коммунизм, а попали в Россию», — говорил известный диссидент Александр Зиновьев. Рональд Рейган тогда начал «Звездные войны». Чтобы этому противостоять, Советской армии потребовалось ошеломляющие средства, поскольку два источника государственного финансирования потерпели крах: сборы с продажи алкоголя и доходы от нефти, цены на которую были снижены благодаря усилиям США и Саудовской Аравии. В 1991 году ставки были сделаны. Горбачев был принят Западом, но дома он становится непопулярным до такой степени, что 19 августа 1991 года он, ослабленный, столкнулся с путчем, организованным КГБ, и был арестован на даче в Крыму. Танки вошли в Москву.
— Вы были представителем Движения за демократические реформы во время сопротивления этому путчу. Почему госпереворот провалился?
— Спасибо жене министра обороны Дмитрия Язова, который стоял во главе заговора. В то утро она попала в Кремлевскую больницу со сломанной ногой. Как только она увидела, что войска занимают позиции, она потребовала отвезти себя в штаб мужа, где она пригрозила избить его костылями и прошептала ему: «Старый засранец, если ты будешь стрелять в толпу, я немедленно от тебя уйду». И бедный Язов произнес роковые слова: «Не волнуйся, танки не вооружены». Спустя полчаса демократы уже были в курсе этой информации. Таким образом, путч «умер, не родившись». Перестройка зашла слишком далеко, чтобы страна отступила. И только Франсуа Миттеран в Париже не понял ситуацию и предложил поговорить с путчистами. В Москве же сразу поняли происходящее, когда лидер госпереворота Янаев выступал по телевидению перед десятками камер. Его рука дрожала. Мы больше не смотрели на него, мы больше его не слушали, мы видели только его дрожащую руку. Впечатление ужасное. В здании Белого дома, где мы готовились к сопротивлению под руководством лидера оппозиции Бориса Ельцина, все было решено. Ельцин принимает решение о возвращении Горбачева в Москву. Затем он берет власть в свои руки. Горбачев уходит со сцены, и СССР умирает.
— Чтобы управлять страной бесконфликтно, Ельцин создал олигархическую систему, оказывая услугу всем «красным баронам», которые могли бы ему навредить. Как вы оцениваете годы правления, мягко говоря, фантастического преемника Горбачева?
— Во время его правления произошло самое крупное хищение национального наследия в истории. Под пристальным взором американцев, которые сегодня возмущаются по поводу вмешательства России в их избирательные кампании, забывают о сотнях миллионов, которые они потратили вплоть до 1996 года на поддержку Ельцина. Десять лет спустя эра олигархов совершит новый поворот, когда 19 августа 1991 года молодой человек, с оружием в руке, войдет в штаб-квартиру КГБ в Санкт-Петербурге, чтобы противодействовать путчу. Его зовут Владимир Путин, и последнее слово было за ним: «У тех, кто не жалеет о развале СССР, нет сердца. У тех, кто хочет его вернуть, нет головы».
Но Горбачев — это уже история. Он стал первым советским лидером, который оставил власть, будучи в здравом уме, в полном здравии, без кровопролития. Он был исключительным персонажем перед лицом уникальной ситуации. Великий актер в трагедии надежды!
Обсудим?
Смотрите также: