G20 and Великий раскол БРИКС



Мировые торговые отношения и соглашения развиваются разнонаправленно. Пресс-релизы, выпускаемые службами связи с общественностью, скрывают те подводные течения, которые являются движущей силой при формировании альтернативных экономических альянсов.

G20 and Великий раскол БРИКС






В то время как G20 предлагает форматы встреч «всё включено», уже само образование БРИКС становится противовесом, позволяющим прогнозировать глубокие и фундаментальные перемены. Так что же на самом деле стоит за разными подходами к сложившейся после Второй мировой войны модели с лидерством США? Подсказку можно найти в попытках изменить методы и направление деятельности МВФ.

Как было объявлено в российской прессе, БРИКС во время саммита G20 предложил ряд реформ МВФ, целью которых является смещение существующего центра власти.

«В ходе саммита G20, проходившего в австралийском городе Брисбен 15-16 ноября, Россия и другие страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и Южная Америка) предложили альтернативные решения, касающиеся реформирования Международного валютного фонда», сказала журналистам российский шерпа в «большой двадцатке» Светлана Лукаш.

«Наибольшую важность для нас представляет до сих пор неразрешённая «большой двадцаткой» проблема реформирования МВФ», сказала Лукаш. Она напомнила, что Конгресс США до сих пор не ратифицировал резолюцию, принятую ещё в 2010 году.  «Это не только препятствует процессу обновления МВФ в соответствии с текущей ситуацией, где мы видим усиление роли развивающихся экономик. Это также не позволяет реализовать решение по удвоению капитала МВФ», добавила она.

Внешние признаки сохранения рабочих отношений в ситуации жесточайшего противостояния могут казаться пиар-ходом, но кто действительно считает, что пути холодной войны прокладываются при взаимном сотрудничестве? Стимулами для возникновения альтернативной финансовой системы, прежде всего, являются политические цели, а не коммерческая или экономическая выгода.

Вот что пишет о создании нового банка БРИКС Washington Post:

«Главы государств из Бразилии, России, Индии и Южной Африки (так называемые страны БРИКС) договорились в ходе своего саммита создать новый Банк развития. Первым президентом банка станет выходец из Индии, председателем совета директоров назначен бразилец, а штаб-квартира этой финансовой структуры расположится в Шанхае. Какова цель банка БРИКС? Почему эти страны договорились создать его именно сейчас? И какое влияние он окажет на развитие глобальной финансовой структуры?

Первоначальный капитал Банка развития составляет 50 миллиардов долларов. По сравнению с подобными инициативами, существующими в других регионах, банк БРИКС работает на принципах равных прав голоса для всех его членов. Капитальная база будет использована для финансирования проектов инфраструктуры и «устойчивого развития» на территориях стран-участниц БРИКС, однако банк открыт также и к принятию новых членов. Страны БРИКС также договорились, что объём разрешённого капитала банка составит $100 миллиардов, чтобы обеспечить своим странам-участницам защиту их национальных валют от волатильности финансовых рынков. Из этих $100 миллиардов Китай внесет $41 миллиардов, Бразилия, Россия и Индия — по $18 миллиардов а Южная Африка — $5 миллиардов».

Мотивация участия в банке БРИКС Китая представляется наиболее интересной и показательной, считает эксперт Международного института стратегических исследований Гудрон Вакер. Поскольку для Китая участие в БРИКС не является жизненной необходимостью, его роль в G20 / БРИКС может пролить свет на его истинные намерения.

«Будущее БРИКС зависит от будущего форматов G7/8 и G20: если G20 разовьётся в эффективный координирующий механизм, то заинтересованности в БРИКС у Китая будет существенно меньше. Перспективы БРИКС представляются не такими многообещающими по сравнению с перспективами  G20, поскольку БРИКС не сможет заниматься решением глобальных проблем. Пока не вполне понятно, будут ли усилия БРИКС направлены на развитие сотрудничества между своими членами или на сотрудничество со странами третьего мира. Несмотря на то, что идея создания БРИКС как группы была изначально предложена Россией (приглашение на первый саммит стало шагом к расширению стратегического партнёрства тройки Россия, Китай, Индия), все его члены сейчас проявляют активность в определённых сферах. Для Китая это также способ выхода из изоляции (климатический саммит в Копенгагене).

Ещё одним фактором, определяющим будущее БРИКС может стать развитие американо-китайских отношений: в то время как все участники G20 в своих интервью согласились с тем, что целью БРИКС не является создание нового антизападного мирового порядка, в каком-то смысле эта образование этой группы можно считать реакцией на возглавляемую Соединёнными Штатами глобальную структуру».

Выводы мистера Вакера основываются на официальных комментариях и интервью. Однако глупо и в самом деле верить, что БРИКС не ставит своей целью создать противовес западной банковской гегемонии.

Великий раскол в торговых отношениях неизбежен, когда часть стран не желает разделять судьбу «больных паразитов». Это совершенно не обязательно значит, что организацию БРИКС ждёт безоблачное будущее. Но это служит доказательством того, что у концепции Нового Мирового Порядка, каким его видят финансовые элиты, может появиться альтернатива.

В человеческом обществе конфликты — это нормальное явление, в особенности, когда деньги используются в качестве средства для контроля над миром, а целью является мировое господство. Приходится констатировать, что формат G20 бесполезен.

Разрушение банковской монополии, которая поощряет бесконечный террор и войну,  должно стать общей целью людей, живущих на этой планете.