Гибельное положение Приднестровья, брошенного Россией на произвол судьбы
Экономика Приднестровья, непризнанного государства, которое зажато между Молдавией и Украиной, продолжает идти к краю пропасти. После начала украинского кризиса бедственное положение этого региона, как я уже писал об этом в прошлой статье, лишь усугубилось. В соответствии со статистическими данными за январь-май 2015 года, которые опубликовало местное правительство, ситуация продолжает ухудшаться.
Доходы уменьшились на 23%, промышленное производство — на 14% (в особенности это касается главной экспортной отрасли, металлургической промышленности, которая сократилась на 36%). Экспорт уменьшился на 23%. Импорт — на 24,7%. Такую ситуацию можно назвать кризисной.
Напряжение вокруг Приднестровья нарастает: бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, ставший губернатором Одессы, объявил войну контрабанде из Приднестровья. МИД Приднестровья принимает ответные меры и заявляет, что экономика оказалась в кризисе в результате экономической блокады.
«Блокада» или «ужесточение торговой системы»?
Правительство Приднестровья утверждает, что Молдавия и Украина ограничивают торговлю, и называет это блокадой. Российские власти и СМИ также применяют слово «блокада», критикуя Молдавию и Украину, однако стоит обратить внимание на один нюанс.
Поскольку изначально Приднестровье является непризнанным государством, то при осуществлении международной торговли оно должно следовать административным процедурам молдавской стороны. В соответствии с правилами ВТО у Приднестровья нет права на свободную торговлю.
В 90-е годы после заключения перемирия с Молдавией у Приднестровья благодаря секретному соглашению с руководством Молдавии было право на свободную торговлю. Торговля шла на севере через границу с Украиной, где молдавская сторона не могла контролировать поток товаров. Приднестровские власти и сегодня исходят из практики тех времен, поэтому и используют слово «блокада».
Однако Молдавия вступила в ВТО. Если она подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, то ей будет проблематично торговать с Приднестровьем.
Между Молдавией и Приднестровьем нет границ, экспорт из Приднестровья не проходит контроль молдавской стороны. Экспорт и импорт из Украины в Приднестровье, однако, будет подвергнут ревизии в соответствии с жесткими требованиями ЕС.
Украина остановила ввоз товаров из Приднестровья, которые не прошли молдавскую таможню. Остановился и экспорт товаров на территорию непризнанного государства.
Теперь такие товары, как сигареты и алкоголь, приходится ввозить через Молдавию, что серьезно ударяет по финансам правительства Приднестровья. Молдавия фактически лишила приднестровские власти дохода от акцизных товаров. Предполагается, что доходы от сигарет и алкоголя наполняли не только бюджет Приднестровья, но и карманы некоторых политиков.
Таможенная статистика Приднестровья свидетельствует о поступлении из Украины больших партий сигарет. Объемы были огромными, они намного превышали спрос населения Приднестровья, которое составляет 500 тысяч человек. На деле большая часть сигарет переправлялась на рынки других стран.
Приднестровье лишили возможности ввоза алкоголя и сигарет в интересах борьбы с контрабандой. Борьба с незаконным оборотом, объявленная Саакашвили, указывает именно на такую серую схему, которая существовала между Одессой и Приднестровьем.
«Экономическая блокада» и Россия
В последнее время российские телеканалы подготовили цикл передач о Приднестровье. Они критикуют Саакашвили и молдавские власти за то, что из-за их негуманной экономической политики русскоговорящие жители Приднестровья и российские граждане, проживающие в регионе, столкнулись с экономическими трудностями.
Правительство России подчеркивает, что «экономическая блокада» наносит ущерб нормальному функционированию социально-экономической сферы страны. Кремль ясно доносит свои опасения правительствам Молдавии и Украины. Тем не менее возможности российских властей ограничены.
Дело в том, что молдавские и украинские меры соответствуют международным торговым правилам. Страны лишь вернули свои права на торговлю, которые они в порядке исключения выдали отдельным регионам.
Даже Россия не признает независимость Приднестровья. Власти Приднестровья не могут настаивать на правах, которые соответствуют уровню независимых стран.
Сообщается, что в результате «блокады» на местах не хватает товаров повседневной необходимости, однако все эти товары можно легко приобрести в Молдавии. Экспорт также можно привести в соответствие с молдавскими требованиями.
Тем не оформить и отправить товар стало заметно сложнее. Выросли расходы. На самом деле экспортный сектор оказался в кризисе не из-за блокады, а в результате того, что приднестровская сторона не диверсифицировала клиентов и экспортные товары. В результате ей сложно реагировать на изменения. Основной причиной проблем в импорте является снижение покупательной способности.
Более того, сама Россия вносит вклад в «экономическую блокаду». Российские санкции в отношении Молдавии отражаются и на Приднестровье. Например, российское правительство ввело эмбарго на импорт молдавской сельскохозяйственной продукции. В итоге Приднестровье также не может экспортировать эту продукцию в Россию. По сельскохозяйственному экспорту Приднестровья, на который приходится 10% от общего объема экономики региона, был нанесен сокрушительный удар.
Если Россия ограничит приток молдавских трудовых мигрантов, то пострадают также и те, кто живет в Приднестровье по молдавским паспортам. Некоторые эксперты также указывают на то, что негативное влияние на экспорт приднестровских товаров в Россию оказывают также сокращение российского потребительского рынка и политика импортозамещения. После того, как разразился украинский кризис, экспорт из Приднестровья в Россию снизился с 20% до 9% (статистика за январь-май).
Приднестровье превращается в западный Берлин
Еще до экономического кризиса правительство Приднестровья взяло под государственный контроль те предприятия, которые лишились российского рынка и приостановили свою деятельность. Эти меры абсолютно не соответствуют так называемым «рыночным экономическим реформам». Не была проведена реструктуризация штата. Не взимается плата за коммунальные услуги.
При этом приднестровские власти усиливают конфронтацию с Молдавией: в июне министр иностранных дел Приднестровья приостановил переговоры с молдавскими властями, ограничил транзит, заморозил молдавские капиталы и намекнул на возможность введения визового режима, чем крайне удивил Кишинев.
В эти действия сложно поверить, если учесть, что от взаимодействия с соседними регионами и обеспечения торговых маршрутов зависит вся жизнь Приднестровья, все границы которого находятся внутри материка.
Молдавия и Украина уже подписали соглашение с ЕС. Доля приднестровского экспорта в европейскую свободную экономическую зону намного превосходит российский сегмент. С экономической точки зрения правильно было бы пойти на контакт с молдавскими властями и взять курс на торговлю с ЕС, однако пока главным донором остается Россия, Тирасполю будет сложно изменить свою политику.
Если же взглянуть на политику России в отношении Приднестровья, то обращаешь внимание на то, что она абсолютно непоследовательна и ситуативна. Приднестровье явно не в приоритетах у Кремля.
Совершенно естественно, что в результате ухудшения российско-украинских отношений после присоединения РФ Крыма, Украина ограничила транзит российских военных в Приднестровье.
Очевидно было и то, что от импортозамещения и эмбарго на импорт из Молдавии пострадает и приднестровский экспорт.
Здесь не Донбасс. В силу географических особенностей Россия не может напрямую оказывать Приднестровью военную и гуманитарную помощь.
Возможно, Кремль надеялся на то, что на всем юго-востоке Украины появится Новороссийская Федерация, которая связала бы РФ с Приднестровьем. Тем не менее не похоже на то, что Кремль тщательно рассчитал траты, необходимые для поддержания огромной Новороссии.
Некоторые эксперты сравнивают ситуацию в Приднестровье с положением, в которое во время холодной войны попал западный Берлин.
Тем не менее в западном Берлине, в отличие от Приднестровья, был аэропорт. Кроме того, тогда западные страны обладали мощью и желанием поддерживать западный Берлин и предотвратить его блокаду.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не бросит Приднестровье, однако Кремль не торопится предпринимать какие-то конкретные меры.
Обсудим?
Смотрите также: