Париж и уроки 11 сентября

После терактов в Париже в пятницу, 13 ноября, в результате которых погибло множество людей, американцы, в ужасе следившие за происходящим, немедленно начали выражать свою солидарность с французским народом. Многие сразу же указали на связь этих терактов с терактами 11 сентября, после которых газета Le Monde написала «Мы все американцы», а президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) несколько раз заявил о солидарности его страны с США.
«Я ни на мгновение не сомневаюсь в том, что терроризм, который всегда фанатичен, бессмыслен и безумен, представляет собой зло в современном мире. Поэтому мы должны бороться с ним с величайшей решительностью, — сказал он в интервью CNN. — В настоящий момент американцы предпринимают массу усилий — очень эффективных, как мне кажется — чтобы найти все улики и виновных, чтобы определить, откуда идут корни этого смертоносного безумия. И когда дело дойдет до наказания этого безумия, да, Франция будет на стороне США».
Я разделяю всеобщее чувство солидарности с Францией, точку зрения о том, что применение силы против организаторов этих терактов абсолютно оправдано, а также убеждение, что США должны помочь Франции наказать виновных.
Однако Франция оказалась хорошим другом США после терактов 11 сентября еще в одном отношении, и сейчас американцам стоит постараться ответить ей тем же: когда большинство американцев пришли к выводу о том, что Саддам Хусейн представляет собой безграничную угрозу, наши союзники в Париже постарались убедить нас, что наша травма мешает ясности наших суждений и что превентивная война против него в Ираке принесет больше вреда, чем пользы. «Франция не придерживается пацифистских взглядов, — заявил Ширак в 2003 году. — В то же время мы не враги американцам. Мы собираемся использовать свое право вето [в ООН] не для того, чтобы изводить и раздражать США. Просто мы считаем, что есть другой вариант, другой способ, другой более приемлемый способ, менее драматичный способ, чем война, и что мы должны выбрать именно такой путь. И мы должны идти по нему, пока не окажемся в тупике, но такого не будет».
США не прислушались к советам Франции. Многие деятели с правой стороны политического спектра осудили Францию за ее критику. Но позже стало ясно, что война в Ираке унесла больше американских жизней, чем теракты 11 сентября, обошлась США в несколько триллионов долларов и привела к дестабилизации Ближнего Востока, укрепив, таким образом, режим Ирана и спровоцировав подъем таких группировок, как ИГИЛ.
Безрассудность иракской войны не лишает убедительности все призывы к применению силы. Однако ошибки США и советы Франции, к которым они не прислушались, могут оказаться сейчас весьма ценными уроками:
• Неоправданные войны могут принести и приносят больше вреда, чем пользы. Любой призыв к военным действиям, спровоцированный терактом во Франции, необходимо оценивать с учетом этой аксиомы, не отказываясь от здравых рассуждений и ответственности под давлением распространенного лозунга внешней политики многих стран «Мы должны что-то сделать». Сейчас крайне необходимо не только предпринять верные шаги, но и избежать неверных. В результате ошибок геополитическая ситуация может стать гораздо хуже, чем она есть сейчас.
• Пострадавшая страна в такой же степени способна на неверные решения, как и любая другая. А ощущение этической ясности, которое многие испытывают после терактов, повышает риск опрометчивых решений.
• Ценное человеческое стремление собраться вокруг пострадавших людей, ставших жертвами ужасающей несправедливости, должно сопровождаться признанием того, что статус жертвы не делает людей безупречными судьями, способными найти правильный путь. Солидарность с Францией, переживающей закат эпохи безопасности, — это похвально; согласие с любыми средствами, которые эта страна может выбрать для защиты своей безопасности, равносильно отказу от здравого смысла, замаскированному под похвальное сострадание, поэтому его необходимо всячески избегать. Я вовсе не имею в виду, что наш план действий обязательно будет лучше плана самой Франции. Речь идет о том, что хорошие союзники могут выступить с конструктивной критикой, не поддаваясь чувствам настолько, чтобы лишиться способности сказать «вы ошибаетесь».
Ничто из вышеизложенного не стоит рассматривать как призыв к или возражение против каких-либо конкретных шагов в ответ на теракты во Франции — я подчеркиваю это в надежде, что американские ястребы, выступающие за жесткую войну с терроризмом, по крайней мере, прислушаются к моему призыву не поддаваться импульсу и не принимать опрометчивых решений. Все мы, независимо от идеологических предпочтений, можем оглянуться на те дискуссии, которые велись в Америке после 11 сентября, и обнаружить там мудрый совет, к которому тогда никто не прислушался.
Давайте лучше будем учиться у истории, а не повторять ее вновь.
Обсудим?
Смотрите также: