Россия достигает внешнеполитических целей с помощью «Роснефти»

Возглавляемая союзником Владимира Путина Игорем Сечиным «Роснефть» значительно разрослась за счёт приобретения активов компании ЮКОС. Основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский провёл в тюрьме десять лет, что, по мнению многих, стало наказанием за проявление его политических амбиций.
Со временем компания «Роснефть» превратилась в мирового нефтяного гиганта с мощностью в 5 миллионов баррелей в день и сетью активов стоимостью почти в 50 миллиардов долларов.
Всё это время «Роснефть» поддерживала российский политический курс, дистанцируясь от Запада и уделяя большее внимание крупным развивающимся странам.
«Сечин – не просто экономический лидер», – говорит профессор Высшей школы экономики Николай Петров. По словам Петрова, Сечин желает «продемонстрировать, что “Роснефть” – это не только один из столпов российской экономики, но и мощный внешнеполитический инструмент».
Несмотря на то, что в 2006 году акции «Роснефти» начали обращаться на Лондонской фондовой бирже, а в прошлом компания сотрудничала с западными гигантами наподобие американской ExxonMobil и норвежской Statoil, в последнее время к «Роснефти» приковано внимание из-за поставок нефти в Китай, приобретения индийского переработчика Essar Oil и инвестиций со стороны Катара.
Попав под действие санкций Запада, введённых в 2014 году из-за роли Москвы в украинском кризисе, «Роснефть» без промедления начала сотрудничать с нестабильными странами, где не было зарубежных инвесторов.
Действие санкций
Недавно «Роснефть» объявила о том, что в качестве аванса заплатила правительству Иракского Курдистана 1,3 миллиарда долларов в рамках сделок по долевому распределению добычи, чтобы поучаствовать в освоении ресурсов региона.
Багдад был возмущён и назвал эту сделку «явным вмешательством во внутренние дела Ирака». Иракское правительство пытается справиться с кризисом в регионе, который начался 25 сентября с курдского референдума о независимости.
«Газпром» играет немаловажную роль во внешней политике России по отношению к Европе и Китаю, а “Роснефть” схожим образом влияет на другие направления внешней политики — в Латинской Америке», – отмечает Петров.
«Роснефть» оказалась в центре венесуэльского кризиса, где долг государственной нефтегазовой компании PDVSA перед российским гигантом составляет 6 миллиардов долларов.
Официально кредит был предоставлен для продления контрактов на поставку нефти до 2019 года, однако многие эксперты считают, что таким образом Москва поддерживает своего союзника Каракас, который подписал с Россией соглашение о реструктуризации долга, появившегося в 2011 году.
Также в этом году «Роснефть» заключила инвестиционные сделки и соглашения о совместных проектах с государственными компаниями Ливии и Ирана.
Это позволит России наладить связь и восстановить влияние на государства, подвергнутые остракизму со стороны США, в то время как отношения Москвы и Вашингтона всё сильнее напоминают холодную войну.
Как бы то ни было, главный директор по энергетическому направлению московского Института энергетики и финансов Алексей Громов заявляет, что «Роснефть» ведёт «агрессивную экспансионистскую политику по приобретению активов в России и за границей».
«По всему миру довольно сложно найти интересные активы по доступной цене», – говорит Громов, добавляя, что «Роснефть» была приглашена в Курдистан, где ей предложили «привлекательные условия».
«Нельзя забывать, что “Роснефть” находится под действием западных санкций, поэтому компания обращается к странам, которые не придают значения санкциям, – сообщает Громов. – “Роснефть” начинала сотрудничать с Венесуэлой, когда у этой страны были потенциально огромные запасы нефти. Кто мог предположить, что цены обвалятся в 2014 году, и произойдёт политическая катастрофа?»
Объявляя о результатах работы компании за третий квартал (чистая прибыль по сравнению с прошлым годом увеличилась почти вдвое), представители «Роснефти» рассказали, что дальнейшие авансы для PDVSA «не планируются».
Обсудим?
Смотрите также: