Страна: какие условия поставил Путин Зеленскому и Западу
В среду Владимир Путин ответил на вопросы россиян в прямом эфире. Одной из первых тем «Прямой линии» стала Украина. Это весьма показательный факт. Обычно на «Прямой линии» обсуждают вопросы внутренней повестки, которые больше волнуют рядовых граждан РФ: медицина, тарифы, социальные проблемы. Но буквально с первых минут прозвучали вопросы об Украине. Случайностью это объяснить нельзя, поскольку первые темы для разговора явно согласовываются заранее. Да и дальше Владимир Путин коснулся вопросов по той же теме — в частности, похода британского эсминца «Дефендер» к берегам Крыма. Какие сигналы Путин посылает Киеву и Западу — разбиралась «Страна».
Путин о встрече с Зеленским и Украине
Российскому президенту задали два вопроса: встретится ли он с Зеленским и почему не внесли в список недружественных России стран Украину? Приводим развернутый ответ Путина. Сначала он решил напомнить свой тезис, что украинцы и россияне — один народ. И привел параллели у других стран, где более весомые различия не стали преградой для единства.
«Потому что я не считаю украинский народ недружественным. Я много раз говорил и могу повторить еще раз: украинцы и русские — это вообще один народ. Смотрите, евреи в Израиль приезжают. Из Африки вообще черненькие приезжают. Из Европы приезжают и говорят на идише, а не на иврите. И вроде бы они не похожи друг на друга, а еврейский народ дорожит своим единством. Что далеко ходить. У нас есть народ мордва, мокша и еще там три группы. Но все они считают себя мордвой, мордвинами. И говорят на языке одной группы, но все равно даже не понимают друг друга. Языки отличаются больше, чем русский и украинский. Но все равно они дорожат своим единством. Почему?
Во-первых, они умные. И понимают, что это дробление ни к чему хорошему не приводит, а ослабляет этнос. Во-вторых, есть внешние факторы. Русский народ пытались раздробить еще со средних веков, со времен Речи Посполитой. Сама Польша хотела стать великой державой, а потом это подхватила Австро-Венгрия перед Первой мировой войной. Мы-то должны это понимать. У нас как трактовалась этническая составляющая? Были великороссы, белороссы и малороссы. Под воздействием внешних факторов, а потом еще большевики внесли свою лепту, нас — единый русский народ — начали разделять. К сожалению, сейчас мы не сможем поговорить об этом подробнее. Я аналитическую статью напишу отдельную. Надеюсь, и в России, и в Украине люди с ней ознакомятся», — заявил президент РФ.
Далее он перешел на то, что на Украине русских дискриминируют. И назвал последние инициативы украинской власти «оружием массового поражения». Также упрекнул Киев по поводу ареста Медведчука и подавления оппозиции, которая призывает к нормальным отношениям с Москвой.
«А вот сегодняшнее руководство Украины явно недружественное. Иначе трудно было бы объяснить проект закона, который сейчас внесен президентом о коренных народах, где русский народ объявляется некоренным. Это уму непостижимо! Испокон веков там жили русские люди и теперь они признаются некоренными. К чему это приведет? Часть людей может уехать. А куда ехать? Квартира, работа. Поэтому они вынуждены будут себя переписывать, чтобы не считаться людьми второго сорта. Это приведет к сокращению общего числа русских. Это сопоставимо с применением оружия массового поражения, это серьезное дело.
Выдавливают русский язык из практической жизни реальной. Везде хватает узколобых людей, крайних националистов. У нас такие есть, в Украине есть. Они действуют от чистого сердца, но не от большого ума. И результат их работы разрушительный. Это касается и подавления оппозиции. Вот Виктора Медведчука — на мой взгляд, он настоящий украинский националист — заперли в преддверии избирательной кампании дома. Браслет надели. Принимают незаконные и неконституционные решения. Внутри страны дают понять, что нет никакой легальной возможности у тех сил, которые стремятся выстроить и укреплять свою страну, в том числе на путях строительства нормальных отношений с Россией. Подавляют на корню! Кого-то сажают в тюрьму, кого-то — под домашний арест, кого-то убивают на улице».
После развернутой мотивировочной части Путин отвечает на первый вопрос зрителя.
«Ну что встречаться с Зеленским, если он отдал свою страну под полное внешнее управление? Ключевые вопросы решают в Вашингтоне, отчасти в Берлине и Париже. Ну и о чем говорить? Тем не менее я не отказываюсь от встреч. Понять бы, о чем говорить», — сказал президент России.
История с «Дефендером»
Очень развернуто Путин прокомментировал поход британского эсминца к берегам Крыма. Самое важное из сказанного — президент считает, что акция была согласована с американцами.
«Конечно, это провокация. Она была комплексной. Проводилась не только британцами, а и американцами. Утром с Крита взлетел американский разведывательный самолет. Бортовой номер — 63/9792. Мы хорошо его видели, наблюдали. Было очевидно, что с помощью самолета-разведчика пытались вскрыть наши действия. Мы это видели и знали. Поэтому давали такую информацию, которую считали нужным. Может, я проговорился, военные меня извинят», — сказал глава Кремля.
У Путина сквозит удивление, почему Штаты приняли участие в крымской акции после саммита с Байденом в Женеве.
«Несколько дней назад состоялась встреча в Женеве. Спрашивается, зачем было совершать такую провокацию? Чтобы показать, что без уважения относятся к выбору крымчан по отношению к Российской Федерации. Они там что-то не признают. Не признавайте дальше. Зачем провокации?» — удивился Путин.
При этом он не считает, что была опасность войны: «Мир не стоял на грани Третьей мировой войны. Даже если бы мы потопили его, не стал был на грань войны. Потому что те, кто это делают, знают — они не смогут выйти победителями из этой войны».
То есть целью была политическая провокация, а не военная, следует из слов Путина.
Далее он говорит, что Запад не реагирует на примирительные действия России и продолжает военную накачку Украины против РФ.
«Меня беспокоит вот что. Поднялся шум, что мы проводили учения возле украинских границ. Я дал указание Министерству обороны потихонечку заканчивать и войска вывести, если это кого-то так беспокоит. Но вместо того чтобы отреагировать за это позитивно, они приперлись к нашим границам.
Меня беспокоит более фундаментальная вещь — начало военного освоения украинской территории. Это создает для нас существенные проблемы в сфере безопасности. Вот об этом мы должны думать», — заключил президент.
Что означают слова Путина об Украине?
Итак, тему нашей страны российский президент поставил в самое начало «Прямой линии», потеснив даже более прикладные вопросы. Это значит, что Украина — проблема №1 для Москвы в ее переговорах с Западом. Да и внутри страны, видимо, тоже (и эфиры российского ТВ это подтверждают).
Главное, что беспокоит Россию, — это военное сотрудничество Киева со странами НАТО. Причем привести оно может к вооруженным столкновениям уже сейчас. И поход британского эсминца, который был явно согласован с украинскими властями, — тому подтверждение.
Упоминание роли США в этой истории выглядит как послание Байдену. Мол, диалог, который только-только начался, может сорваться. Причем куда сорваться — Путин тоже в общем-то подсказывает, когда упоминает о том, что отвел войска от границ Украины, а в Крым в ответ на это прислали эсминец.
Из той же области — заявления, что потопление или захват очередного такого корабля не вызовут мировой войны. Это явный намек на то, что в следующий раз последствия будут серьезнее.
Но суть этой части, видимо, в другом — Путин дает сигнал, что компромиссы по Украине возможны, если стороны уйдут от наращивания военного присутствия у российских границ и милитаризации украинской территории.
Вторая часть вопроса — политическая. Российский президент явно не готов разговаривать с Украиной или идти по ней на уступки Западу, если в Киеве будут преследовать дружественные Москве политические силы. И следующий пункт — Украина должна прекратить дискриминацию русскоязычных.
Отметим, что за скобками пока остались Минские соглашения, которые касаются Донбасса, но реализация которых под очень большим вопросом из-за нежелании Украины идти на выполнение политической части (выборы до передачи контроля над границей, особый статус с внесением его в Конституцию). И это интересный момент. То есть почва для договоренностей по Украине существует и безотносительно этого вопроса. Снижение военной компоненты и послабления по русскому языку — это база, которую в Москве готовы обсуждать с Киевом уже сейчас.
И, видимо, если по данным пунктам не будет никаких подвижек со стороны Украины и Запада, Путин встречаться с Зеленским не планирует. По сути, изложенное выше — это и есть список условий Москвы и для Киева, и для Вашингтона с европейцами.
Обсудим?
Смотрите также: