Foresight: тайное соглашение России и Китая
Во всем мире все громче слышны требования компенсации от Китая, который критикуют за распространение нового коронавируса и неэффективные меры на начальной стадии эпидемии. Компенсацию требуют по меньшей мере восемь стран, среди которых США, Великобритания, Италия, Германия, Египет, Индия. В конце апреля французское информационное агентство RFI сообщило, что озвученная сумма достигает 100 триллионов долларов.
Эта цифра соответствует ВВП Китая за семь лет. Если это движение получит широкое распространение, Китай окажется в «компенсационном аду».
Хотя фактические судебные иски за пределами суверенитета нереалистичны, Пекин полностью отрицает свою ответственность и через международные СМИ распространяет теорию об американском заговоре. Его цель заключается в сдерживании требований о компенсации. Каждый раз, когда речь заходит о компенсации, китайская дипломатия занимает оборонительную позицию, а имиджу страны наносится ущерб.
Россия — это единственная держава, которая считает теорию об ответственности Китая провокацией. 16 апреля в ходе телефонных переговоров с главой Китая Си Цзиньпином президент России Владимир Путин раскритиковал Вашингтон, возлагающий ответственность на Пекин. Тем самым он встал на защиту Китая.
Россия очень сильно пострадала от нового коронавируса. В российском интернет-пространстве жестко критикуют Китай: можно встретить «уханьский вирус», «дело рук Китая» и другие подобные выражения. Администрация Путина подавила эту критику и защитила Китай, чтобы он оказался в долгу у России. Таким образом она хочет после окончания пандемии потребовать от Пекина помощи в восстановлении экономики.
Охота на китайцев в Москве
В феврале, когда в Китае распространился covid-19, между Россией и Китаем возникли дипломатические трения. В конце января Россия закрыла границу с Китаем и запретила китайцам въезд. Генеральное консульство Китая в Екатеринбурге посадили на двухнедельный карантин.
В Москве полиция разыскивала китайцев по гостиницам и квартирам, после чего отправляла их на принудительный карантин. Бывали случаи, когда сотрудники метро и водители автобусов не давали китайцам воспользоваться транспортом. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил о депортации нескольких десятков китайцев, которые нарушили режим самоизоляции.
В связи с этим посольство Китая в России направило протест московским властям: «Это охота на китайцев и расовая дискриминация. Слежка за китайцами не осуществляется даже в западных странах». Оно также предупредило: «Это нанесет удар по дружеским отношениям между нашими странами».
На конец февраля заболевших китайцев в России было выявлено всего три человека. Российская операция против Китая возымела эффект. Тем не менее богатые, вернувшиеся из отпуска в Италии и Испании, занесли вирус, который стремительно распространился по стране.
До середины марта Россия не ограничивала рейсы в Европу, которыми летает элита, и эта оплошность стала фатальной. По данным на 22 мая, в России было зафиксировано более 300 тысяч заболевших. Страна оказалась на втором месте в мире после США.
Инфекция распространилась на южные и другие регионы России, что привело к крушению медицинской системы. В США в основном заболели люди с низкими доходами, но в Москве большую часть составляет средний класс и выше.
После этого Китай справился с эпидемией нового коронавируса, однако у более 500 китайцев, вернувшихся на родину в апреле через Дальний Восток, тесты оказались положительными. Теперь Китай опасается второй волны эпидемии, из-за чего принял решение о закрытии въезда из России.
13 апреля газета «Хуаньцю шибао», связанная с китайской коммунистической партией, вышла с критической заметкой: «Пример России — самый новый урок для тех, кто не ввел строгие меры для предотвращения распространения „импортированной» эпидемии».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, сам заразившийся новым коронавирусом, возразил: «Нашим странам не стоит критиковать друг друга».
Также он проявил недовольство по поводу того, что китайская сторона не предоставляет детальную информацию о covid-19, несмотря на российские запросы.
На этом фоне 4 мая The Washington Times сообщила: «Проникновение заболевших из России свидетельствует о том, что она скрывает реальное число больных, и у нее не хватает возможностей для тестирования. Это вызвало гнев Китая. Это может повысить градус многолетнего китайского чувства превосходства над Россией и антироссийских настроений. В России, возможно, усилятся скрытые антикитайские настроения на фоне проблемы эпидемии». Так, газета предположила углубление российско-китайских трений.
Три разговора по телефону
Опасаясь разногласий, президент Путин и китайский лидер Си попытались урегулировать ситуацию.
После января, когда в Китае распространилась эпидемия, Си позвонил главам более 40 стран, но с президентом Путин он общался больше всего — три раза.
В соответствии с информацией сайта администрации российского президента, 19 марта российский лидер высоко оценил усилия руководства Китая по предотвращению распространения вируса. Стороны договорились расширять сотрудничество в области медицины и разработки новых лекарств.
Сайт Министерства иностранных дел Китая раскрыл содержание телефонных переговоров, прошедших 16 апреля. В ходе них Си оказал давление на США: «Политизация и ярлыки, связанные с новым коронавирусом, не скажутся положительно на международном сотрудничестве».
Президент Путин выразил благодарность в связи с китайской гуманитарной помощью и поставками оборудования для предотвращения эпидемии: «Необходимо учиться на китайском опыте. Россия выступает против попыток определенных сил очернить Китай в свете пандемии и стоит на его стороне».
Тем не менее содержание на сайте администрации российского президента отличается: в словах Путина нет фразы о том, что необходимо учиться на опыте Китая. Путин лишь подчеркнул контрпродуктивность попыток обвинить Китай в несвоевременном информировании мирового сообщества о появлении опасной инфекции. Кроме того, ничего не говорится о том, что Россия стоит на стороне Китая. Это свидетельствует о наличии нюансов в толковании переговоров обеими сторонами.
Более того, по информации российского сайта, во время телефонных переговоров 8 мая Си Цзиньпин поздравил российского лидера с 75-летием победы во Второй мировой войне. Главы обеих стран подтвердили намерение вместе противостоять попыткам скорректировать результаты войны. В связи с проблемой нового коронавируса они договорились укрепить сотрудничество по разработке вакцины и контролю эпидемии в мире.
Больше всего пострадала Россия
По идее, президент Путин должен быть серьезно недоволен Китаем, распространившем covid-19. Из-за пандемии пришлось перенести референдум по поправкам в Конституцию, который должен был состояться 22 апреля и который позволил бы Путину продлить срок полномочий, а также День Победы 9 мая, на который планировалось пригласить мировых лидеров и тем самым поднять престиж страны. В результате идея долгосрочной власти оказалась под угрозой.
Из-за нового коронавируса сократился спрос на нефть, и в апреле цены опустились до минус 40 долларов, что стало рекордным отрицательным значением за всю историю. Какое-то время стоимость продолжит оставаться на этом исторически низком уровне.
По некоторым экономическим прогнозам, в результате заморозки экономической деятельности работы лишится более десяти миллионов человек. Обвал цен на нефть снижает мощь и влияние России, также он может привести к социальной дестабилизации. Можно сказать, что Россия, где заразилось более 300 тысяч человек, это страна, которая пострадала от пандемии больше всего.
Она должна стоять на стороне тех, кто требует от Китая компенсации, но президент Путин в американо-китайской словесной перепалке по поводу источника вируса встал на защиту Си.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, который относится к Китаю даже лучше Путина, резко прокомментировал требования компенсации от Поднебесной: «У меня просто волосы на голове встают, когда я подобные вещи слышу».
Российские государственные СМИ широко ретранслировали заявления МИД КНР, которое подчеркнуло, что в Ухань вирус завезли американские войска. По информации западных СМИ, Россия через социальные сети распространяет следующие фальшивые новости: «Вирус был разработан американской армией», «Это — американский заговор, чтобы победить в экономической войне с Китаем».
Россия — вассал Пекина
5 мая была опубликована статья профессора Дальневосточного федерального университета Артема Лукина о причинах защиты Китая Россией. По его мнению, Запад хотел бы, чтобы эпидемия негативно сказалась на российско-китайских отношениях, однако она только укрепит их. Кроме того, Лукин считает, что дальневосточная экономика зависит от экономического сотрудничества с Китаем, Южной Кореей и Японией. Людей не интересует проблема источника вируса, они хотят, чтобы международное взаимодействие возобновилось поскорее. В конфронтации с США Китаю нужна такая дружественная держава, как Россия. Кроме того, если Китай перестанет покупать российские энергоносители, экономика России не сможет преодолеть трудности.
Действительно, в период с января по март торговые объемы Китая сократились на 8% по сравнению с прошлым годом, однако торговля с Россией выросла на 3%. Кроме того, в марте Китай увеличил импорт российской нефти на 31% по сравнению с прошлым годом. Складывается впечатление, что на фоне падения спроса Пекин проявляет заботу об экономических трудностях России. В ходе телефонных переговоров 16 апреля стороны договорились расширить товарооборот. Возможно, они даже заключили некое секретное соглашение о проблеме источника вируса и расширении торговли.
В мае Россия и Китай начали изучать возможность реализации проекта постройки второго газопровода из Восточной Сибири в Китай. «Китай справился с эпидемией и возобновил экономическую деятельность раньше Запада. Это привило России идею о том, что будущее за Китаем. В дальнейшем взаимозависимость России и Китая на международной арене будет только расти», — уверен директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. По его мнению, Москва и Пекин будут расширять сотрудничество.
С учетом глобальной разницы в экономических масштабах велика вероятность, что Россия окажется под крылом китайской экономики. Тогда двусторонние отношения нельзя будет назвать равноправными. «Президент Путин опасается, что Китай станет сильнее России, но при этом считает, что лучше подчиняться Пекину, а не Вашингтону. Дело в том, что в отличие от США Китай не требует демократизации в форме цветной революции (демократическое движение, возникшее в 2000-х годах в странах бывшего коммунистического лагеря и на Ближнем Востоке)», — написал на сайте аналитического центра Quincy Institute научный сотрудник Атлантического совета Марк Кац (Mark Katz).
Администрация Путина, чей политический фундамент может пошатнуться, усиливает уклон в сторону Китая также и для продления жизни своей системы.