Политический оркестр от Муссолини до Путина



Политический оркестр от Муссолини до Путина


В ожидании Си Цзиньпина в Пекине российский президент исполнил два музыкальных произведения 50-х годов. Некоторые главы государств и правительств, подвизавшиеся на музыкальном поприще, могли бы составить Путину неплохую компанию.

Путин сыграл на рояле. Ожидая начала приема у китайского президента Си Цзиньпина во время проведения форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь», в какой-то момент российский президент встал, подошел к стоявшему в зале роялю и исполнил две российские песни 50-х годов — «Вечернюю песню» Василия Соловьева-Седого и «Московские окна» Тихона Хренникова. Одна мелодия посвящена Санкт-Петербургу и одна — Москве, для сохранения своего рода паритета. Эта видеозапись, моментально разлетевшаяся по всему интернету, была распространена правительственным агентством Sputnik, главным инструментом кремлевской пропаганды; выглядело все так, как будто агентство заранее пригласило оператора, чтобы он запечатлел этот памятный момент в вечности.

Путин уже представал перед публикой в образе наездника с обнаженным торсом, пилота дельтаплана в стае перелетных птиц, пловца, ныряльщика, профессионала рукопашного боя: российский президент сумел продемонстрировать все грани своей разносторонней натуры, пусть даже это и не было его первое публичное выступление за роялем. В 2010 году на одном благотворительном мероприятии, где яблоку было негде упасть из-за огромного количества знаменитостей, Путин уже исполнял американскую песню 40-х годов Blueberry Hill, записанную, помимо прочего, Fats Domino и Луи Армстронгом. В тот раз он сначала исполнил ее на рояле, а потом спел.



Еще одно выступление состоялось в 2011 году в театре. А в 2014 он опять-таки сыграл «Вечернюю песню», на этот раз в МИФИ. В действительности на каждом его выступлении мы видим, что он — не слишком умелый пианист, если оставить за скобками тот факт, что в Пекине инструмент был откровенно расстроен. Однако при игре он использует все пальцы правой руки и иногда даже подыгрывает левой, и это говорит о том, что он все же брал какое-то количество уроков. Быть может, в детстве, если судить по его репертуару.


Одним словом, если верить некоторым свидетельствам, Путин не достиг высот своего друга Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi). То, что Берлускони играл на фортепиано во время круизов с Паоло Вилладжо (Paolo Villaggio) и Фабрицио Де Андре (Fabrizio De Andrè), уже стало историческим анекдотом, и Паоло Вилладжо даже признался, что сам его выдумал, но помимо фотографий, где запечатлены пианистические таланты нашего Кавалера, существуют еще и многочисленные рассказы об этом. Однажды во время приема он и Эудженио Скальфари (Eugenio Scalfari) якобы устроили фортепианную дуэль. В другой раз он якобы аккомпанировал Андреа Бочелли (Andrea Bocelli). Во всемирной сети, однако, невозможно отыскать ни видео- ни аудиозаписей Берлускони-пианиста.



Отличной пианисткой, свидетельство чему легко найти в интернете, является Кондолиза Райс (Condoleeza Rice): в одном видеоролике можно увидеть, как она выступает перед королевой Елизаветой. Играть она научилась благодаря своей матери, которая была музыкантом и любила музыку настолько, что назвала свою дочь музыкальным термином «Con dolcezza» (нежно, приятно), который неверно записали в паспортном столе.

Есть целый документальный фильм о музыкальных талантах Эдварда Хита (Edward Heath), премьер-министра Великобритании с 1970 по 1974 год и лидера партии консерваторов до Маргарет Тэтчер. Будучи сыном столяра, он смог поступить в Кембридж, получив стипендию как органист, помимо этого, он был пианистом и дирижером в оркестре. На Даунинг-стрит он распорядился установить фортепиано, играл в церкви на органе, дирижировал разными знаменитыми оркестрами и даже записал несколько пластинок.

В списке политиков-пианистов, несомненно, выделяется Игнаций Падеревский (Ignacy Paderewski), великий пианист и композитор, который в 1919 году стал заниматься вопросом независимости Польши на посту премьер-министра и министра иностранных дел.



У нас, разумеется, нет документальных свидетельств музыкальных талантов канцлера Германии Бисмарка и королевы Виктории, однако сохранились свидетельства музицирования как минимум двух президентов США — Гарри Трумана и Ричарда Никсона, при этом последний исполняет произведение собственного сочинения. Никсон играл также на скрипке и аккордеоне, однако здесь сохранилось только несколько фотографий.

Зато существуют видеозаписи, на которых запечатлен Валери Жискар-д‘Эстен с аккордеоном. Та же Маргарет Тэтчер играла на фортепиано, однако имеется всего несколько фотографий премьер-министра за инструментом. Говорят, что Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron) также учился игре на фортепиано, не оставив, правда, пока в сети никаких следов.



Остается загадкой талант Франклина Делано Рузвельта-органиста: на этот счет существует всего пара свидетельств. Музыкальные таланты проявили, однако, многие знаменитые обитатели Белого дома. Из более поздних бывших президентов своей любовью к саксофону знаменит Билл Клинтон.



Первым из музицирующих президентов стал Томас Джефферсон, третий глава США: он играл на скрипке, виолончели и клавикордах, а также сочинял музыку. Джон Квинси Адамс играл на флейте, как и знаменитый виртуоз — король Пруссии Фридрих II. Джон Тайлер, Авраам Линкольн и Вудро Вильсон были скрипачами. Честер Артур играл на характерном ковбойском инструменте — банджо. Рональд Рейган, а до него Джон Калвин Кулидж владели таким элементарным музыкальным инструментом ковбоев, как губная гармоника. Наиболее разносторонним в музыкальном отношении был Уоррен Хардинг, занимавший пост президента с 1921 по 1923 год: он создавал музыкальные группы и утверждал, что владеет всеми инструментами, «кроме тромбона и корнета ми-бемоль».

В Италии имеется знаменитый клавишник — глава Ломбардии и бывший министр внутренних дел Роберто Марони (Roberto Maroni), он является также лидером музыкальной группы. Отцы-основатели республики Джузеппе Маццини и Джузеппе Гарибальди были известны своим умением играть на гитаре, из более современных гитаристов можно назвать Беттино Кракси (Bettino Craxi) и Умберто Босси (Umberto Bossi). Маццини сделал даже несколько музыкально-этнографических транскрипций, а Босси в молодости играл в рок-группе.

Тони Блэр (Tony Blair) также рассказывает, что в молодости был гитаристом в группе, а вот в фильме Бориса Джонсона (Boris Johnson) видно, что он даже не знает, как держать гитару в руках.



Аккордеоном прекрасно владеет белорусский президент Александр Лукашенко, он даже демонстрировал это умение в ходе своей предвыборной кампании. Диктатор Уганды Иди Амин Дада был гармонистом. Уго Чавес играл на венесуэльской народной гитаре — куатро. Президент Боливии Эво Моралес был трубачом в группе, и этот опыт, помимо игры в футбол, обеспечил ему место ответственного за вопросы культуры в профсоюзе «кокалерос», с чего и началась его карьера в политике.

Страстным скрипачом был Бенито Муссолини, в молодости он выступал в трактире своего отца. Недавно два музыковеда обнаружили, что одна из скрипок Муссолини ранее принадлежала Вивальди. Любопытно, что игре на скрипке учились в молодости два самозабвенных защитника конституционных прав Марко Паннелла (Marco Pannella) и Альфредо Бьонди (Alfredo Biondi). В прошлом музыку для инструментов своего времени писали даже короли, от Генриха VIII до Луи XIII. Королева Маргарита была большой любительницей мандолины: в ее честь в конце XIX века открывалось множество школ, обучавших игре на этом инструменте, причем нередко эмигрантами из Италии. В том числе отсюда и получил распространение миф о том, что итальянцы любят спагетти и играют на мандолине.