Polskie Radio: Путин прикрывает Великой Отечественной войной современные проблемы России
Президент России Владимир Путин рекомендовал Государственной Думе РФ при участии Российского организационного комитета «Победа» подготовить к рассмотрению в период весенней сессии 2021 года проект федерального закона о внесении в федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» изменений, направленных на установление запрета публичного отождествления роли СССР и фашистской Германии во Второй мировой войне (1939-1945 гг.). Срок исполнения рекомендации — 1 июля 2021 года.
Рекомендация Путина «совпала» с годовщиной освобождения Красной Армией немецкого концлагеря «Аушвиц-Биркенау» в районе польского города Освенцим. Путин, очевидно, использует трагические страницы истории Второй мировой войны для того, чтобы укрепить свою власть и атаковать Запад и Польшу, в частности.
Кремль отказывается признавать причастность России как правопреемницы CCCР к уничтожению польского государства, совершенного по сговору Сталина и Молотова с Гитлером и Риббентропом в 1939 году. Власти нынешней России не признают Советский Союз страной-агрессором, ответственной за развязывание Второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу и последовавшего 17 сентября нападения СССР.
О попытках российского руководства переписать историю Второй мировой войны рассуждает заместитель министра иностранных дел Польши Марцин Пшидач и бывший заместитель министра иностранных дел, а ныне депутат Сейма от «Гражданской коалиции» Павел Коваль.
Марцин Пшидач констатирует факт:
Российские элиты, власти не могут смириться со своей собственной историей, с прошлым своего государства. И сегодня мы наблюдаем сталинское восприятие истории. Лишь в прошлом году мы наблюдали попытку реинтерпретации истории, изменения восприятия роли сталинской России, СССР, в начальный период Второй мировой войны. Продолжаются попытки в этом направлении формировать российскую идентичность — на мифе о «победоносной Красной Армии», полностью забывая о факте сотрудничества с Гитлером, о факте союза и разделе сфер влияния в нашей части Европы.
На мой взгляд, в прошлом году не завершилась успехом информационная кампания Кремля, заключавшаяся в том, чтобы обострить эмоции вокруг темы войны и попытаться изменить законодательство. А на самом деле это попытка скрыть внутренние проблемы России, отсутствие прогресса в развитии общества, экономический, демографический кризис. Все это является серьезной проблемой для Владимира Путина. Поэтому он будет пытаться разогреть исторические эмоции на фоне того, что сентимент к «Великой Отечественной войне» еще жив в глубинах российского общества.
Павел Коваль отметил, что политика, направленная на переписывание истории СССР во Второй мировой войне, проводится в России с тех пор, как страной правит Владимир Путин:
В настоящее время эта политика активизировалась, что является следствием стремления Путина восстановить определенные элементы культа героев Советского Союза, чтобы укрепить свою власть. И еще один важный момент связан с возвращением Навального в Россию. Это вызвало выход людей на улицы. Путин в этой ситуации встретил серьезное сопротивление. И поэтому все очень просто и очевидно: Путин опасается, что из-за протестов его окружение вынудит его уйти. Он знает, что 20 лет правления — это большой срок, что его команда уже не молода и что некоторые представители спецслужб, те, которые влияют на ситуацию в России, готовы заменить лидера, возможно, вместе с какой-нибудь группой из окружения Путина. Он этого боится. И в подобных ситуациях обращается к историческим вопросам. А второе средство, к которому он обращается в таких случаях, — не дай Бог опять случиться — это предлог для военных действий где-нибудь на границах бывшей советской империи, в каком-либо из государств бывшего СССР. Так что нужно внимательно следить за ситуацией, чтобы нигде не возник очаг напряженности. Потому что Путин находится в сложной ситуации. Исторические вопросы использованы им как бы при случае.
Марцин Пшидач, возвращаясь к вопросам исторической памяти, отмечает, что в странах Запада наблюдается нехватка информированности о событиях Второй мировой войны в Польше и Центрально-Восточной Европе:
В случае Германии тамошние политики как бы хотят «разделить» свою ответственность за события прошлого. С одной стороны, немецкие элиты приносят извинения за то, что происходило в прошлом, а с другой, — когда речь касается конкретных вопросов, то это желание извиниться не так уж велико. Немецкие элиты иногда пытаются отделить факт ответственности от немецкости, немецкого государства, все списывая на «этих нацистов». Однако историки прекрасно знают, кем были нацисты, какой национальности, какому государству служили. Однако иногда, используя незнание, неосведомленность, «забывается» о том, что это были в первую очередь немцы. Эта проблема является огромным вызовом и для польского правительства, и для польских дипломатов, и вообще для всех поляков. Мы не должны позволить забыть историческую правду о Второй мировой войне.
Марцин Пшидач, заместитель министра иностранных дел Польши, напоминает об активной работе польских дипломатов в этом направлении:
Мы стараемся заниматься образовательной деятельностью, использовать те инструменты, которые нам доступны. Мы популяризируем исторические знания, проводим лекции, встречи, выставки. Мы используем уже готовые материалы, подготовленные в Польше. Например, сейчас каждая иностранная делегация, посещающая Варшаву, приглашается в Музей Варшавского восстания. Такую же миссию будет выполнять и Музей истории Польши после того, как откроется. Этот музей также будет местом постоянных визитов дипломатов. Господин Харрис, председатель Американского еврейского конгресса, на днях в Твиттере написал о поляке Витольде Пилецком — герое, который боролся за правду о Холокосте. История польского сопротивления, борьбы за правду с нацистским порабощением известна на западе Европы. Но, конечно, мы будем продолжать работать по распространению этой информации, несмотря на различные преграды судьбы, с которыми мы сталкиваемся.
Обсудим?
Смотрите также: