Армения, Турция и ЕАЭС
В Армении получило достаточно сильный резонанс заявление министра экономики Турции о желании Анкары подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС.
Это желание Турции, хотя и может показаться не искренним, но выражается уже давно, начиная еще с 2014 года, до того, как российский самолет был сбит на границе Турции и Сирии, и отношения России и Турции начали портиться.
Есть распространенное мнение, что желание Турции присоединиться к ЕАЭС или подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС вызывает зависимость от Армении, потому что ЕАЭС не может подписать соглашение о зоне свободной торговли ни с Турцией, ни с какой либо другой страной без согласия Армении.
Следовательно, подразумевается, что если Турция желает подписать такое соглашение, а ЕАЭС пожелает пойти ей навстречу, то все должны будут убедиться, что Армении не поставит вето. А это означает, что Армения получает возможность диктовать свои правила.
Но действительно ли Турция хочет подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, и тем более, присоединиться к союзу? У Анкары сейчас есть серьезные проблемы с Западом. Из Евросоюза звучат мнения, что необходимо приостановить процесс присоединения Турции к ЕС. Есть также мнение, что этот вопрос уже закрыт. Но вопрос в том, был ли у Турции реальный шанс стать членом ЕС, даже если бы у нее не было проблем с Западом, и не возникали бы на этом пути постоянное новые и новые препятствия.
Более того, возможно, именно глядя в глаза этой истине Эрдоган решил, что эта игра с Евросоюзом самообман и постепенно все меньше связана с реальной политикой, следовательно, противостояние может быть более продуктивно для Анкары, чем иллюзия возможного членства в ЕС.
Это, конечно, тема другого разговора. В данном случае вопрос в том, не может ли быть таким же самообманом желание Турции присоединится к ЕАЭС, и тем более, может ли Россия действительно желать присоединения Турции. Дело в том, что в случае членства Турции в ЕАЭС, Россия перестанет быть «хозяином» этой организации. Присоединение Турции к ЕАЭС означает потерю этого проекта для России.
Как Евросоюзу, так и Евразийскому экономическому союзу, по крайней мере, по стратегии России, выгодно не присоединение Турции, а сам процесс. Этого не может не представлять и Анкара. Следовательно, для Турции тоже основная задача и расчеты основаны на процессе, без лишних иллюзий членства, хотя Турция, наверно, была бы не прочь войти в ЕАЭС и взять его.
Значит, возможности Еревана диктовать свои условия при «желании» Турции присоединиться к ЕАЭС и тем более такой перспективе, по сути, не очень близки логике реальной политики.
По крайней мере, более вероятно, что Армения сможет диктовать свои условия, не угрожая, что заблокирует членство Турции, если не будут выполнены ее условия, а наоборот, если заявит, что согласна выступить за присоединение Турции или подписание соглашения о зоне свободной торговли без предусловий.
В этом случае более велика вероятность, что Москва обратиться к Армении спрашивая чего хочет Армения, чтобы заблокировать членство Турции.
Обсудим?
Смотрите также: