Вмешательство России сравнимо с 9/11
В пятницу, 16 февраля, офис специального прокурора Роберта Мюллера (Robert Mueller) опубликовал первое обвинительное заключение в деле о вмешательстве в президентские выборы 2016 года. Таким образом, Мюллер уже подобрался к самой сути этого дела.
Кроме того, специальный прокурор раз и навсегда поставил крест на попытках Дональда Трампа убедить всех, что Россия не несет ответственности за эту кампанию влияния невероятных масштабов и охвата. Бывший директор ЦРУ Майкл Хайден (Michael Hayden) назвал эту кампанию политическим эквивалентом терактов 11 сентября.
Однако Мюллер пока не предоставил общественности никаких убедительных доказательств того, что президент или представители его предвыборного штаба сознательно сотрудничали с Россией, чтобы помешать Хиллари Клинтон выиграть на выборах.
Реакция Трампа оказалась вполне предсказуемой. «Россия начала свою антиамериканскую кампанию в 2014 года, задолго до того, как я объявил о том, что буду баллотироваться в президенты. Влияния на результаты выборов не было. Предвыборный штаб Трампа не сделал ничего дурного — сговора нет», — написал Трамп в Твиттере, перед тем как отправиться во Флориду.
Согласно опубликованному в пятницу заключению, в котором выдвигаются обвинения против 13 граждан России и трех российских компаний, «стратегическая цель» их кампании влияния заключалась в том, чтобы посеять раздоры внутри Америки, и она была инициирована в 2014 году. Онлайн-пропаганда, распространявшаяся фабрикой троллей под названием «Агентство интернет-исследований», в первую очередь должна была заключать в себе «компрометирующую информацию о Хиллари Клинтон, очернять других кандидатов, таких как Тед Круз (Ted Cruz) и Марко Рубио (Marco Rubio), а также поддерживать Берни Сандерса (Bernie Sander) и Дональда Трампа».
Кроме того, рекламный ролик, выпущенный незадолго до дня выборов, позволил продвинуться кандидату от Партии зеленых Джилл Стайн (Jill Stein), которой удалось отвоевать часть голосов Клинтон в ключевых штатах — Пенсильвании, Мичигане и Висконсине. Россияне, выдававшие себя за сторонников Трампа и группы противников Трампа, такие как Black Lives Matter, организовывали различные предвыборные акции.
Сторонники Клинтон, несомненно, воспользуются этим обвинительным заключением, где говорится, что были предприняты сознательные попытки подорвать позиции их кандидата. Однако сторонники Трампа поспешат ответить им, заявив, что Сандерс и Стайн тоже могли извлечь выгоду из этой кампании. Это может показаться подтверждением теории о том, что в основе вмешательства России в американские выборы лежит скорее личная неприязнь Владимира Путина к Клинтон или желание посеять хаос, чем что-либо еще.
В обвинительном заключении также говорится, что россияне контактировали с «ничего не подозревающими лицами», связанными с предвыборным штабом Трампа, и другими политическими активистами, чтобы согласовывать с ними свои действия. Такая формулировка — «ничего не подозревающие лица» — стала для Трампа настоящим спасением.
Во время пресс-конференции, которая, вероятно, принесла Трампу немалую пользу, заместитель генерального прокурора Род Розенштейн (Rod Rosenstein) признал, что в этом обвинительном заключении на 37 страницах ничего не сказано о том, что кто-либо из предвыборного штаба Трампа знал о или принимал участие в российской кампании и что эта кампания каким-то образом повлияла на исход выборов.
Ари Флейшер (Ari Fleischer), бывший пресс-секретарь Белого дома, написал в Твиттере: «Это заключение выбивает почву из-под самого серьезного обвинения демократов — что Трамп вступал в сговор. Если бы сговор имел место, сегодня мы бы о нем узнали».
Однако это еще не конец. Ранее обвинения были предъявлены четверым американцам, включая бывшего советника Трампа по вопросам национальной безопасности и бывшего главу его предвыборного штаба. На этой неделе Стива Бэннона (Steve Bannon), бывшего главного стратега Белого дома, допрашивали в течение 20 часов.
Как в пятницу, 16 февраля, отметил Адам Шифф (Adam Schiff), член комитета Палаты представителей по делам разведки, это обвинительное заключение «оставляет открытым» вопрос о том, могли ли американцы — в том числе представители предвыборного штаба Трампа — сознательно помогать россиянам в их вмешательстве в американские выборы.