The Hindu: почему США «кинули» правительство Афганистана
Быстрые территориальные завоевания, сделанные «Талибаном»* (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.) за последние два месяца, должны волновать и афганское правительство, и региональные державы, инвестировавшие в долгосрочную стабильность в стране. «Талибан» начал свое последнее наступление первого мая, в день, когда оставшиеся войска США начали уходить, выполняя часть плана президента Джо Байдена.
Вывод войск США на 90 процентов завершен, а «Талибан» взял под свой контроль 195 из 407 районов Афганистана и борется еще за 129. Большинство своих нынешних побед талибы одерживают в северных провинциях Бадахшан и Тахар, устоявших перед их натиском в 90-е.
В нескольких северных районах афганские войска или сдались, или отступили. Если север, родина политических воротил и лидеров из элит Афганистана, будет потерян, то увеличится риск полного краха правительства в Кабуле. Правительство продолжает контролировать большинство провинциальных столиц и больших городов, но они практически окружены талибами. Учитывая темпы их продвижения в сельской местности, «Талибан» может, вероятно, начать наступление на населенные центры, как только иностранные войска покинут страну.
Стратегия «Талибана» до сих пор не ясна. Их расположенное в Дохе политическое управление, начавшее мирные переговоры с представителями афганского правительства в сентябре 2020 года, продолжает утверждать, что они привержены диалогу. Однако на полях сражений Афганистана талибы продолжают безжалостную кампанию, направленную на захват большего количества территорий. Частью проблемы является полный отказ от руководства и ответственности со стороны США, вторгшихся в Афганистан 20 лет назад.
Когда начались прямые переговоры между США и «Талибаном», США были сосредоточены не на поиске способа мирно урегулировать кризис, в создании которого они частично поучаствовали, а на выходе из войны. Поэтому, вместо того, чтобы надавить на «Талибан», добиваясь от него уступок, США заключили с ним договор, полностью игнорируя обеспокоенность Кабула. Сейчас «Талибан» получил намного больше могущества в стране и, даже если после выхода американцев процесс установления мира продолжится, вести переговоры они будут с позиции силы. Однако это не должно мешать Кабулу и региональным державам — Китаю, России, Ирану, Пакистану и Индии — искать политического урегулирования.
Если «Талибан», как и в 1996 году, силой возьмет страну, это не послужит ничьим интересам. Если «Талибан» захватит Кабул путем кровопролития, он не получит международной легитимности. Прошлый опыт Афганистана показал, что однопартийные системы — коммунистический режим, моджахеды или «Талибан» — не способны стабилизировать страну или поддерживать себя долгое время. Сейчас, когда иностранные войска покидают Афганистан, воюющие стороны должны сосредоточиться на урегулировании и построении стабильных структур власти. В противном случае Афганистан окажется в новом цикле насилия.
* террористическая организация, запрещенная в России