Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Ответный удар: как «спящие ячейки» ИГИЛ в Мосуле вселяют ужас
Эксклюзив

Ответный удар: как «спящие ячейки» ИГИЛ в Мосуле вселяют ужас

1
Ответный удар: как «спящие ячейки» ИГИЛ в Мосуле вселяют ужас


После начала «последнего наступления» для освобождения западной половины Мосула подпольные сети ИГИЛ продолжают атаки в «освобожденной» Восточной части города. Федеральное агентство новостей предлагает вниманию читателей перевод The Terrifying ISIS Sleeper Cells of Mosul («Спящие ячейки» ИГИЛ в Мосуле вселяют ужас), опубликованной порталом The Daily Beast.

Ресторан «Моя прекрасная леди» был полон посетителей, когда террорист-смертник вошел в открытую террасу закусочной, расположенной на оживленном перекрестке в Восточном Мосуле и привел в действие закрепленную на своем теле взрывчатку. Взрывная волна дошла до внутренних помещений, убивая сотрудников и посетителей, наслаждающихся трапезой в этом одном из самых известных ресторанов города.

Владельцы вновь открыли ресторан «Моя прекрасная леди» вскоре после того, как боевики запрещенного в России «Исламского государства» были вытеснены с восточного берега реки Тигр, которая делит город пополам и сейчас является естественным барьером, отделяющим союзные войска от джихадистов. Благодаря хорошей кухне и удобному расположению в оживленном районе Зухор, ресторан быстро стал популярен среди местного населения, а также сотрудников сил безопасности. Возможно, именно такая известность и привлекла внимание иного рода.

«Ресторан был выбран целью, потому что жизнь возвращалась в Мосул. Этот ресторан находится в центре района Зухур, а Зухур является центром Восточного Мосула», — заявил Мухаммед, сын одного из владельцев.

22-летний Мухаммед, кажется, готов зарыдать, вспоминая об этом событии, ведь в результате атаки 10 февраля погибли его младший брат, дядя и двоюродный брат. Всего террористический акт унес жизни 10 человек. Дядя Мухаммеда, Хаджи Насер управлял рестораном вместе со своими двумя братьями и был довольно известной фигурой, как в Мосуле, так и за его пределами.



После смерти Хаджи Насера его родственники получили огромное количество писем с соболезнованиями не только из самого Мосула, но со всей страны и даже от живущих в Европе выходцев из Ирака. Жители населенного пункта пребывают в ужасе не только из-за самого убийства, но также ввиду сохранения угрозы терроризма в освобожденной части города даже в условиях нового крупномасштабного наступления, организованного  правительством Ирака.

Нападение террориста-смертника на ресторан не является первым взрывом в контролируемых правительством районах Мосула, так как ИГИЛ пытается помешать нормализации ситуации в городе.

В декабре был проведен взрыв трех заминированных автомобилей, которые под видом похоронной процессии проникли в густонаселенную часть пригорода Гуджали. В результате погибло 23 человека. Атакам боевиков также подвергаются восточные районы города, где террористы используют минометы и беспилотники, с которых сбрасывают гранаты на группы гражданских лиц и даже вновь открытые школы.

Боевые действия на восточном берегу прекратились в январе после того, как иракский спецназ очистил этот район от повстанцев после четырех месяцев боев. Но из многочисленных взрывов ясно, что военные оказались не способны устранить угрозу, сохраняющуюся и сейчас в «спящих ячейках» ИГИЛ.

Элитные антитеррористические войска заняты передислокацией для атаки на запад Мосула, а в восточной части города сейчас расположилась довольно разношерстная команда — армейские подразделения, военные отряды, федеральная и местная полиции. Искоренение ячеек ИГИЛ стало задачей местной полиции Ниневии и разведывательным управлением Службы национальной безопасности.

Агенты полиции Ниневии — вооруженные автоматами Калашникова мужчины в голубой военной форме — ездят на массивных американских грузовиках с установленными на них крупнокалиберными пулеметами и патрулируют лежащие в руинах районы Восточного Мосула, двигаясь между воронками от бомб и разрушенных домов.



Для этой полиции, названной в честь старого названия местности, где расположен Мосул, обеспечение безопасности жителей города является непосильной задачей. Отчасти эти меры проводятся из-за крупномасштабной пропаганды исламистов и вербовки, осуществленной боевиками ИГИЛ за те 2 с половиной недели, когда группировка удерживала город.

«В настоящее время в Мосуле существует намного больше ячеек, чем до оккупации. Когда местные увидели, что большая часть страны перешла в руки ДАИШ, они решили, что правительство никогда не сможет обрести контроль над страной, и присоединились к «Исламскому государству», — объяснил полковник СНБ Махмуд Ишам.

Силы полиции были уничтожены после роста количества последователей ИГИЛ. Террористы развернули кампанию против них в 2014 году после штурма города. Считается, что именно террористы ответственны за убийство тысяч полицейских и сотрудников служб безопасности. Их тела захоронены в братских могилах за городом.

«ДАИШ взяли в плен всех полицейских и военнослужащих, которых смогли найти, а затем убили их. Тогда было убито большинство полицейских», — заявил Тарек Зияд.

27-летний полицейский был ослеплен в результате взрыва придорожной бомбы перед захватом ИГ Мосула в 2014 году. Тем не менее, пыток ему все же не удалось избежать. Новые хозяева города приказали ему покаяться в причастности к силовым структурам. Опасаясь за свою жизнь, Зияд скрылся и ушел в подполье. Со временем он узнал о смерти многих своих друзей в полиции.

До прихода ИГИЛ в Мосуле работало 28000 полицейских. Об этом рассказал полковник полиции Удай Сабер, сбежавший из города в автономный курдский регион.  Его подразделение воевало на стороне военных на подступах в Мосул в течение последних двух лет. По словам полковника Сабера, сейчас в рядах полиции Ниневии служат лишь 6000 человек.



«Мы не располагаем никакой информацией о многих людях, мы не знаем, живы они или мертвы», — признается он.

Но убиты были не все. Полицейские и некоторые солдаты, которым удалось бежать в 2014 году, проходят обучение у австралийских и испанских военных в лагерях в городах Багдад, Эль-Кут и Дияла. Первая такая группа, состоящая из 1700 человек, прошла пятинедельный курс обучения в Багдаде. В ближайшем будущем подобные лагеря будут созданы и в Мосуле. В городе, где ранее межконфессиональные разногласия углубились из-за недостойного поведения сил безопасности, довольно мудрым решением является укрепление именно местной полиции.

Подразделения армии Ирака, дислоцированные в Мосуле до захвата ИГИЛ, были крайне непопулярны среди местного населения. В основном шиитские силы, которых насмешливо называли «армия Малика», стали ассоциироваться здесь с дискриминацией со стороны  правительства бывшего премьер-министра Нури Аль-Малика по отношению к суннитскому меньшинству страны. Именно такое отношение помогло ИГИЛ победить силы, в несколько раз превышающие террористов количеством, и захватить Мосул, где проживают преимущественно сунниты.

Шиитские вооруженные группировки, которые сейчас удерживают освобожденные районы Восточного Мосула, пользуются сомнительной репутацией. Кроме того их неоднократно обвиняли в серьезных нарушениях прав человека в отношении мирных жителей из числа суннитов.

«Важно, чтобы полицейские были выходцами из Мосула», — говорит полковник Сабер. До прихода ИГИЛ в отношениях между иракскими силами безопасности и жителями было много проблем. Падение Мосула являлось скорее политическим, чем военным вопросом».

Полковник сам вернулся в Мосул только несколько дней назад. Сейчас он делает все возможное, чтобы вернуть в город закон и порядок, и, что важнее, безопасность. Сотрудники полиции создали на оживленной магистрали контрольно-пропускной пункт, где они осуществляют тщательный осмотр внушающих подозрение автомобилей. На соседней улице, перегороженной припаркованным посреди дороги полицейским пикапом, подразделение организовало себе базу в заброшенном доме. Вся это территория раньше была оккупирована боевиками ИГИЛ.



Во внутреннем дворике на коленях стоят двое мужчин с завязанными глазами. Руки их связаны за спиной. Они задержаны по подозрению в причастности к ИГ и ожидают своего допроса. ИГИЛ и их последователи глубоко засели в Мосуле. Еще задолго до захвата власти в городе они создали террористическую сеть, с помощью которой убивали своих противников и занимались вымогательством. Цифры доходили до миллионов долларов в месяц.

После двух лет варварского правления исламистов поддержка группировки начала ослабевать, и местные жители сейчас готовы идти на встречу полиции.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт inosmi.info вы принимаете политику конфидициальности.
ОК