Military Times: объединенная военная мощь России и Китая не превысит мощь США
Согласно новому докладу американской корпорации RAND, российско-китайские отношения продолжат укрепляться из-за того, что характер политики Соединенных Штатов в отношении этих двух стран пока не меняется, и в 2022 году «совокупная мощь России и Китая» «продолжит приближаться, но не превысит» мощь Соединенных Штатов.
Составители доклада характеризуют укрепляющиеся отношения Пекина и Москвы как отношения, основанные на прагматизме и на необходимости «уравновешивать жесткую и мягкую силу Соединенных Штатов». Кроме того, Китай и Россию объединяет их стремление противостоять американской идеологии, которая, с их точки зрения, сводится к «милитаризму, активному вмешательству и насильственному навязыванию американских ценностей другим странам».
Согласно этому докладу, последние два десятилетия отношения между Китаем и Россией постепенно развивались и укреплялись. Когда Пекин и Москва провели свои первые совместные «полевые учения» в 2003 году, это стало сигналом того, что эти страны перешли от отношений, основанных на «расчете», к отношениям «сотрудничества».
С 2012 по 2017 год Китай и Россия еще больше укрепили свои связи, перейдя от отношений «сотрудничества» к отношениям «взаимодействия», что во многом было обусловлено «западными санкциями». В частности, после того как Запад ввел санкции против России в связи с аннексией Крыма в 2014 году, Москва начала налаживать «гораздо более тесные» связи с Пекином.
Ключевым моментом в укреплении их отношений стал «15-летний план сотрудничества в военной сфере», который был подписан сторонами в 2002 году и предусматривал «предоставление военной техники, лицензий на технологии, а также совместные исследования и разработки». Хотя в докладе не упоминается общий объем этой техники, в этот период времени Китай получил доступ к «высококлассным» российским системам вооружений, таким как истребители Су-27, Су-30 и ракетные эсминцы, а также к технической помощи российских специалистов, которые работали на китайских оборонных предприятиях.
Авторы доклада ожидают, что это сотрудничество продолжится. Они считают, что Пекин и Москва продолжат повышать уровень оперативного взаимодействия их вооруженных сил посредством совместных военных учений и обмена военным оборудованием. «Практическое взаимодействие» между вооруженными силами Китая и России уже стало обычным явлением, а масштабы и глубина их совместных военных учений продолжают постепенно увеличиваться, начиная с 2003 года.
Пока в августе этого года Соединенные Штаты занимались выводом своих войск из Афганистана, Москва и Пекин провели масштабные совместные военные учения — впервые на территории Китая. Как сообщило агентство Associated Press, эти учения стали «отражением перехода на новый уровень военного сотрудничества» между этими двумя странами.
Авторы доклада RAND считают, что одним из способов ослабить отношения между этими двумя глобальными противниками Соединенных Штатов было бы смягчение санкций в отношении этих стран. Если сделать это, «Россия может начать налаживать более крепкие отношения с Европой и Соединенными Штатами», что может «привести к ослаблению или упадку российско-китайских отношений».
Однако авторы доклада называют такую перемену в политике, «скорее всего, нежелательной» и невозможной. По их мнению, если Вашингтон не изменит свою политику, военные отношения между Москвой и Пекином продолжат развиваться, становясь все более серьезным вызовом для Соединенных Штатов на глобальной арене.
«Учитывая то немногое, — если не говорить о существенном пересмотре политики, — что правительство Соединенных Штатов может сделать, чтобы предотвратить дальнейшее развитие отношений между Китаем и Россией, вооруженным силам США, по мнению авторов доклада, необходимо готовиться к укреплению сотрудничества между Пекином и Москвой».
«Вооруженные силы Соединенных Штатов могут готовиться к последствиям более широкого российско-китайского сотрудничества, в том числе рассчитывая на дальнейшее взаимопроникновение китайской и российской военной техники, на дополнительное совместное планирование и военные учения, возможное совместное базирование и в конечном счете возможные совместные военные операции», — говорится в заключение доклада.