БРИКC: у Бразилии свои интересы
В конце июля группа стран БРИКС, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, провела свой десятый саммит в Йоханнесбурге (Южная Африка). Созданный в 2006 году блок представляет 44% населения планеты, почти четверть территории суши и 23% мирового ВВП. Речь идет о пяти странах со средним уровнем дохода, которые стремятся расширить сотрудничество и ищут пути решения проблем в сегодняшнем быстро меняющемся мире, при этом не ставя под сомнение современные основы глобального политического и экономического порядка.
На встрече в Йоханнесбурге много говорилось о сотрудничестве с Африкой и осуждался рост протекционизма, который угрожает свободной торговле и расширяет круг вопросов к Всемирной торговой организации (ВТО). Обе темы представляют непосредственный интерес для Бразилии. Угроза торговой войны сегодня возникает главным образом в спорах между США и Китаем. В результате договоренностей, достигнутых между Соединенными Штатами и Европой, будут упразднены все ограничительные меры в области двусторонней торговли, включая и те, что касаются стали, алюминия и автомобилей. Это противостояние никому не принесет выгоды, даже Бразилии, особенно если речь идет об экспорте сельскохозяйственной продукции.
В ходе саммита страны-члены БРИКС углубили сотрудничество в таких областях, как окружающая среда, спорт и цифровая экономика. Было решено учредить Исследовательский центр по разработке вакцин в целях повысить мощности совместного фармацевтического производства; обсуждались также возможности партнерства в региональной авиационной промышленности. Кроме того, было подписано соглашение об открытии в Бразилии офиса Нового банка развития. Благодаря новой региональной штаб-квартире в Сан-Паулу банк БРИКС сможет направлять больше инвестиций в Бразилию и Латинскую Америку в целом, особенно это касается проектов в области инфраструктуры.
В настоящий момент Бразилия вполне оправданно занимает в группе БРИКС довольно прагматичную и осторожную позицию. Учитывая существующие препятствия для достижения консенсуса по более обширной политической повестке дня между странами, которые так не похожи друг на друга и имеют столь разный экономический вес в мире, бразильское правительство использует преимущества блока для содействия конкретным видам сотрудничества — о чем ярко свидетельствует саммит в Южной Африке. Речь идет о получении конкретных выгод в сфере экономики и финансов (финансирование инфраструктурных проектов, привлечение инвестиций), а также коммерческого продвижения. С финансовой точки зрения создание Нового банка развития и финансовых механизмов стало значительным шагом вперед в деле формирования идентичности блока и расширения инструментов поддержки стран-членов.
Группа стремится позиционировать себя как организацию сотрудничества, нацеленную на решение проблем, характерных для стран со средним уровнем дохода — особенно в сфере здравоохранения, образования, науки, энергетики, технологий и инновации. До конца 2018 года страны-члены запланировали провести более ста совещаний на уровне министерств, секторов и высшего руководства.
С 2019 года, то есть с началом второго десятилетия существования БРИКС в его нынешнем виде, у членов блока появится возможность сближения для перехода на новый этап.
В зависимости от результатов президентских выборов и, как ожидается, с возвращением устойчивого роста относительный диспаритет между Бразилией, Китаем и Индией может быть сокращен, и таким образом Бразилия получит возможность проводить более амбициозную политику в отношении БРИКС с целью усилить свое дипломатическое влияние. Следует также учитывать соображения геополитического характера. Принадлежность к группе стран, обладающих большим экономическим и политическим весом, является фактором дипломатического влияния и престижа. Сегодня Бразилия сотрудничает с другими странами во многих областях и является участницей многосторонних форумов, включая G-20, ООН, Всемирный банк и МВФ. В ближайшие годы с восстановлением экономики Бразилии и России и продолжающимся ростом Китая и Индии страны БРИКС будут постепенно укреплять свои позиции на мировой арене, расширяя свое участие не только в экономическом, но и в политическом плане — в поисках решения для возникающих кризисных ситуаций.
Чтобы быть услышанными на международных форумах и в общемировом хоре, странам БРИКС необходимо действовать согласованно и избегать разногласий. В интересах Бразилии не поддерживать национальные интересы одного или нескольких членов, которые в целом противодействуют США и странам Европы. Благодаря более широкому глобальному присутствию Бразилия в ближайшие годы сможет высказывать свою позицию по таким геополитическим вопросам, как Сирия или Ближний Восток. Ей следует добиваться консенсуса с другими членами блока и по так называемым «новым проблемам» (терроризм, незаконный оборот наркотиков, миграция и кибербезопасность), в отношении которых сегодня наблюдаются значительные расхождения между бразильской позицией, с одной стороны, и российской и китайской — с другой. Бразилия также не заинтересована в увеличении числа стран — членов блока. Мексика, Аргентина, Саудовская Аравия, Индонезия, Египет и Венесуэла, которые уже заявили о своем желании вступить в блок, могут затруднить достижение консенсуса, особенно по вопросам, касающимся международного мира и безопасности — включая реформу Совета Безопасности.
В сентябре при содействии Института международных отношений и внешней торговли в Сан-Паулу пройдет встреча, на которой будет обсуждаться новая роль Бразилии в рамках БРИКС — принимая во внимание то, что в 2019 году президентский саммит блока будет проходить в Бразилии. С новым президентом саммит мог бы стать идеальной возможностью для первых шагов в поисках общей позиции «пятерки» по чувствительным международным вопросам. Будем надеяться, что страны-члены блока не утратят при этом свойственной им осмотрительности. Укрепление внутренней политики и экономики в ближайшие годы будет способствовать усилению внешнеполитических позиций Бразилии, и БРИКС может стать подходящей платформой для более смелых инициатив Бразилии на мировой арене.
Рубенс Барбоза — президент Института международных отношений и внешней торговли (IRICE)
Обсудим?
Смотрите также: