Мировая система нефтедоллара под угрозой



Созданная Соединенными Штатами нефтедолларовая система оказалась под угрозой, поскольку крупнейший ближневосточный производитель нефти продолжает испытывать трудности из-за того, что низкие цены на нефть привели к катастрофическим последствиям для его финансов. Саудовская Аравия, ключевой игрок в этой системе, продолжает тратить свои валютные резервы, так как нынешняя цена на нефть не позволяет покрыть издержки на производство и расходы национального бюджета.

Подпись к изображению: Рождение системы нефтедоллара, 1971 год
Мировая система нефтедоллара под угрозой


Система нефтедоллара возникла в начале 1970-х годов, после того как президент Никсон отказался от привязки доллара к золоту. Между США и Саудовской Аравией было заключено соглашение, в соответствии с которым Эр-Рияд должен был продавать свою нефть только за американские доллары, а избыточные финансовые средства реинвестировать в долговые обязательства Министерства финансов США. Это позволило американской империи просуществовать еще 46 лет, благодаря своей «энергетической кредитной карте».

И Америка на самом деле пользовалась этой кредитной картой, не отказывая себе ни в чем. Согласно последним статистическим данным, общий кумулятивный дефицит торгового баланса США с 1971 года составляет примерно 10,5 триллионов долларов. Учитывая объем американского импорта нефти с 1971 года, чуть меньше половины этого дефицита приходится на нефть. Вот здесь и кроется секрет этой энергетической кредитной карты.

Однако, как бы то ни было… нефтедолларовая система работает, когда страна, экспортирующая нефть, имеет излишки средств, которые она могла бы реинвестировать в казначейские бумаги США. Именно это и делала Саудовская Аравия до 2014 года, когда она была вынуждена начать продажу своих валютных резервов (в основном, облигаций Минфина США), поскольку цена на нефть упала ниже 100 долларов за баррель.

Таким образом, в то время как цены на нефть продолжали снижаться с середины 2014 года до последних месяцев 2016-го, Саудовская Аравия продала 27 процентов своих валютных резервов. Несмотря на восстановление цен в конце 2016 и начале 2017 года, этого оказалось недостаточно, чтобы сократить продажу валютных резервов Саудовской Аравии. С начала 2017 года королевство израсходовало еще 36 миллиардов долларов из своих резервов.

Авторы статьи под названием «Экономисты озадачены неожиданным сокращением валютных резервов Саудовской Аравии, опубликованной на Zerohedge, пишут:

«Стабилизация нефтяных цен на уровне 50-60 долларов за баррель должна была оказать существенное влияние на финансы Саудовской Аравии, а именно остановить ускоряющееся сокращение валютных резервов страны. Однако, согласно последним данным центрального банка Саудовской Аравии, этого не произошло, и чистые иностранные активы в апреле 2017 необъяснимым образом упали ниже 500 миллиардов впервые с 2011 года, даже с учетом 9 миллиардов долларов, полученных королевством от первой международной продажи исламских бондов.

Какова бы ни была причина, становится ясно одно: если Саудовская Аравия не сможет остановить истощение своих валютных резервов, когда цена на нефть находится в зоне 50-60 долларов за баррель, любое дальнейшее снижение нефтяных цен будет иметь крайне опасные последствия для государственных финансов Саудовской Аравии. Фактически, согласно докладу Сушанта Гупты из международной консалтинговой компании Wood Mackenzie, несмотря на продление соглашения о сокращении добычи странами ОПЕК, рынок не сможет абсорбировать рост производства сланцевой нефти и восстановление объемов добычи в странах ОПЕК после истечения срока соглашения во второй половине 2018 года. В частности, эта нефтяная консалтинговая компания предупреждает, что из-за сезонной слабости спроса на нефть в первом квартале, рынок смягчится как раз в тот момент, когда истечет срок соглашения о сокращении добычи в марте 2018 года».

Итак, Эр-Рияд сталкивается с двумя серьезными проблемами.


  1. В то время, как Саудовская Аравия сократила объемы добычи нефти в соответствии с соглашением ОПЕК, американские сланцевые компании наращивают производство, поскольку у них есть возможность добывать нефть, перенося любые убытки на безмозглых инвесторов, стремящихся к более высокой доходности. Это приводит к невозможности для ОПЕК добиться сокращения избытка глобальных запасов нефти, а, следовательно, цена на нефть будет по-прежнему снижаться. Это означает, что в будущем саудовцам возможно, придется расходовать еще больше валютных резервов в условиях низких цен на нефть. И так будет повторяться каждый год.

  2. Саудовская Аравия планирует провести в 2018 году первое публичное размещение 5 процентов акций своих запасов нефти, оцениваемых в 2 триллиона долларов, и надеется получить 200 миллиардов долларов. Однако, энергетические аналитики из компании Wood Mackenzie считают, что стоимость этих запасов скорее составляет 400 миллиардов долларов, а не 2 триллиона. Это связано со всеми издержками, пошлинами и 85-процентным подоходным налогом для поддержки 15 тысяч членов королевской семьи. Таким образом, эксперты Wood Mackenzie полагают, что объем дивидендов вряд ли будет значительным.


При этом, имеются основания для сомнений в том, что у Саудовской Аравии на самом деле имеются те 266 миллиардов баррелей нефтяных запасов, о которых говорится в последнем статистическом обзоре ВР за 2016 год. Страна добывает около 4,5 миллиардов баррелей в год. Исходя из этого, запасов должно хватить примерно на 60 лет.

В таком случае, зачем Саудовской Аравии продавать часть своих нефтяных запасов, если у нее есть еще 60 лет гарантированной нефтедобычи в будущем? Что-то здесь не сходится. Либо Эр-Рияд обеспокоен перспективой дальнейшего снижения цен на нефть, либо на самом деле страна не обладает тем объемом запасов, о котором заявляет.

В любом случае… любопытно, что Саудовская Аравия продолжала ликвидировать свои валютные резервы в апреле нынешнего года, даже несмотря на то, что цена на нефть в течение большей части месяца держалась выше 53 долларов за баррель. Вероятно, королевство находится под серьезной угрозой, и именно поэтому они пытаются провести публичную продажу акций, чтобы привлечь столь необходимые финансовые средства.

Поскольку Саудовская Аравия продолжает расходовать свои валютные резервы, это означает серьезные неприятности для нефтедолларовой системы. Кроме того, разумеется, в условиях отсутствия упомянутых «избыточных доходов», саудиты больше не могут приобретать казначейские облигации США. Фактически, в течение последних трех лет Саудовская Аравия, напротив, продает значительные объемы принадлежащих ей ценных бумаг США, для компенсации дефицита нефтяных доходов.

Если цена на нефть будет по-прежнему снижаться, а основания для такого прогноза имеются, Саудовская Аравия и система нефтедоллара будут испытывать все более серьезные неприятности. Крах системы нефтедоллара означал бы окончание эпохи мирового господства американского доллара, и вместе с тем, завершение интервенций на рынке золота.