В рейтинге стран по индексу устойчивой конкурентоспособности США и Британия оказались ниже Китая и России



В рейтинге стран по индексу устойчивой конкурентоспособности США и Британия оказались ниже Китая и России










Исследовательская и консалтинговая компания в области рационального управления «SolAbilit» недавно опубликовала свой четвертый рейтинг стран мира по Глобальному Индексу Устойчивой Конкурентоспособности (GSCI). В рейтинг вошли 180 стран мира в порядке своей «устойчивой конкурентоспособности», которая определяется «как способность обеспечивать и поддерживать достойный уровень жизни для всех своих граждан в глобализованном мире конкурирующих экономик».

Второй год подряд рейтинг возглавляет Исландия, за которой следуют скандинавские страны. Помимо европейских стран в первую двадцатку входят только Япония (11 место), Новая Зеландия (12 место) и Канада (16 место ). Соединенные Штаты занимают 41 строчку рейтинга, а Британия – 48-ю. Их опережают Китай и Россия, расположившиеся соответственно на 25 и 33 местах.

Подпись к изображению: Таблица рейтинга стран мира по индексу устойчивой конкурентоспособности



Компания «SolAbility» оценивала каждую страну на основе 106 количественных индикаторов, полученных из статистических данных Всемирного Банка и организаций ООН. Поскольку для составления рейтинга был использован метод линейных расчетов, высокий индекс не обязательно означает, что страна обладает повышенной устойчивостью. Индекс рассчитывался таким образом, что страна, обладающая наивысшим значением того или иного индикатора, получала по этому индикатору высшую строчку в рейтинге. Эти индикаторы были агрегированы и вошли в пять ключевых показателей устойчивой конкурентоспособности:

— природный потенциал – природные и климатические условия минус степень антропогенной деградации и загрязнений окружающей среды;

— ресурсный потенциал – возможности в области извлечения максимально возможной добавочной стоимости из существующих ресурсов (природных, человеческих и финансовых), которая включает эффективность использования энергии, водных ресурсов и материалов, а также интенсивность выбросов парниковых газов;

— социальный потенциал – показатель социальной сплоченности, включающий степень социального равенства, здоровья и благосостояния, социального обеспечения, уровень преступности и гражданских свобод.

— интеллектуальный потенциал – показатель способности конкурировать на глобальном рынке за счет инноваций, основанный на таких факторах как уровень образования и эффективность НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок);

— управленческий потенциал – условия функционирования национальной экономики, включая инвестиционную активность, уровень коррупции, финансовые риски и экономический баланс.

Соединенные Штаты не вошли в первую десятку ни по одному из пяти фундаментальных критериев. Лучшие показатели Америка получила по уровню интеллектуального и управленческого потенциала, 19-е и 22-е места в рейтинге. Сокращение ресурсов, в частности, свежей воды, а также степень деградации природной среды и уровень загрязнений, влияющих на биологическое разнообразие, обусловили 50-е место для США по индикатору природного потенциала. Высокий уровень преступности поставил Америку на 113 место по социальному потенциалу. И, наконец, будучи самым активным потребителем ресурсов в мире, Соединенные Штаты заняли прискорбно низкую 159-ю позицию в списке по ресурсному потенциалу.

Подпись к изображению: Составляющие «устойчивой конкурентоспособности» США



По данным «SolAbility», текущие суверенные кредитные рейтинги не учитывают скрытых факторов устойчивого развития, и, следовательно, не вполне отражают риски инвесторов. В последнее время при расчетах долгосрочных инвестиционных рисков становится все более общепринятым включать в оценку показатели окружающей среды, социального благосостояния и эффективности управления. В этом отношении, утверждают эксперты компании, рейтинговые агентства отстают от финансовой отрасли.

Компания «SolAbility» сравнила свои индексы устойчивой конкурентоспособности со средними рейтингами всемирно известных «трех сестер»: агентств «Moody’s», «Standard and Poor’s» и «Fitch», что позволило продемонстрировать расхождение, вызванное игнорированием состояния рабочей силы, социального благосостояния и физических факторов окружающей среды в 57 станах. Фиктивные кредитные рейтинги на основе GSCI значительно (на 11 пунктов) отличались от средних рейтингов всемирно признанных агентств. Затем «SolAbility» сравнила эти рейтинги, вычислив на этой основе их новые значения с поправкой на перспективы устойчивой конкурентоспособности.

Полученные данные для 14 стран оказались ниже базовых, а для 29 – выше. Так, Австралия и Британия «опустились» на 2 пункта, а США – на 3. Наибольшее снижение постигло Кувейт, Южную Корею и Объединенные Арабские Эмираты – 4 пункта. В то же время такие страны как Аргентина, Венесуэла, Белиз и Греция получили наибольшие преимущества, они получили рейтинги на 5 или 6 пунктов выше. Бразилия и Исландия вслед за ними получили дополнительные 4 пункта. В целом Южная Америка, Восточная Европа, Центральная Африка и Азия выиграли в результате уточнения рейтинга с учетом перспектив устойчивой конкурентоспособности.