Председатель Мюнхенской конференции рассказал, как санкции рассорят США и Европу



Новые антироссийские санкции американский сенат принимает в одностороннем порядке, без предварительных консультаций со своими европейскими партнёрами. Более того, они могут принести выгоду американским компаниям и серьёзно навредить энергетической безопасности Европы. А потому, разъясняет председатель Мюнхенской конференции в своей статье для The Wall Street Journal, в нынешнем виде их принимать никак нельзя, а нужно отправить на доработку и обсуждение в трансатлантическом формате.
Председатель Мюнхенской конференции рассказал, как санкции рассорят США и Европу



Американский сенат практически единогласно голосует за новые антироссийские санкции, пишет в статье для The Wall Street Journal бывший дипломат и председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер. Конгресс имеет полное право дать жёсткий ответ на «вмешательство» в американские выборы, в котором обвиняют Россию. Однако, отмечает автор, этот законопроект о санкциях своих целей не достигнет и вместо этого лишь приведёт к новым проблемам. «Если его серьёзно не пересмотреть, то под угрозу попадёт безопасность европейского энергетического сектора и ущерб будет нанесён американским отношениям с Европой. Выгоду от такого результата получит Россия».

Под угрозой оказывается и единство позиции, которое США и Европе удавалось сохранять со времён присоединения Крыма. Прежде чем принять любую меру, американские и европейские партнёры её сначала анализировали и оценивали, чтобы, например, никто не смог в результате использовать бизнес-возможности, которые раньше принадлежали другим. Теперь же сенат пытается принять меры в одностороннем порядке, без предварительного обсуждения и против явной воли американских союзников в Европе.

Более того, законопроект явно говорит о том, что он призван продвигать американские интересы в ущерб европейским. Так, он предусматривает «экспорт американских энергоресурсов ради создания рабочих мест в США», что звучит для европейцев как недружественный политический шаг.

Один из проектов, который может быть затронут этими санкциями, — «Северный поток — 2», где участвуют как российские, так и европейские компании. Есть причины, по которым Европе нужно диверсифицировать источники поставок газа, но опасения вокруг «Северного потока — 2» сильно преувеличены, считает Ишингер. По его словам, Европа уже предпринимает решительные меры в этой сфере: строительство дополнительных линий и терминалов для сжиженного газа, использование возможностей обратного потока и так далее. Всё это не даст России «даже думать о том, чтобы использовать энергетику в качестве оружия против Европы».


В Европе сейчас идут споры по поводу этого газопровода. Польша и Украина, например, опасаются, что он будет конкурировать с теми потоками, которые идут по их территории. А другие, как, например, Ангела Меркель, наоборот, ратуют за любое разнообразие. «В идеальном варианте рынок сделает свой выбор».

В любом случае, решать такой вопрос нужно не в Вашингтоне, а в Европе, руководствуясь европейскими законами, отмечает автор статьи. «Как отреагировали бы США, если бы Европа принимала законы в отношении американского трубопровода Keystone XL, особенно если бы они должны были увеличить выгоду для европейского бизнеса?» — недоумевает Ишингер.

К тому же законопроект сената принесёт ущерб и в других областях. Так, под санкции попадут американские компании в других странах, которые поставляют товары, услуги и технологии для некоторых проектов, в которых участвуют российские энергетические компании. Например, из-за присутствия ЛУКОЙЛа в Азербайджане могут быть нарушены поставки газа в Европу из Каспийского бассейна. В таком случае, наоборот, энергетическая безопасность Европы будет подорвана, а американские компании будут вынуждены покинуть проекты, в которых российские фирмы участвуют по всему миру.

Поскольку закон налагает санкции на поставки товаров, услуг, технологий и информации для работы трубопроводов с российским газом и нефтью, то это может привести к остановке двух третей экспорта нефти из Казахстана, которая идёт через нефтепроводы с российским участием. Пострадать может и транзит энергоносителей через Украину, а такую недостачу Европе будет сложно восполнить.

«Наш совместный американо-европейский опыт санкций даёт два далекоидущих вывода. Во-первых, санкции лучше работают, когда они многосторонние. Во-вторых, сами по себе санкции редко приводят к изменениям в национальной безопасности. В идеале они создают рычаги давления. Практически всегда они предполагают переговоры, на которых подгонка санкций может быть частью стратегии для достижения желаемой цели», — пишет автор статьи.

При этом влияние идёт рука об руку с гибкостью, отмечает дипломат, а в законопроекте сената её нет. Его односторонний подход может перевесить чашу весов в пользу тех, кто хочет покончить с участием Европы в выработке трансатлантической политики по отношению к России.

Если законопроект будет принят в нынешних формулировках, то он отдалит от США их важнейших союзников, что навредит альянсу в и без того сложный момент. Поэтому в своей статье Вольфганг Ишингер предлагает привести законопроект в соответствие с реальностью и вернуться к общему подходу, который был характерен для США и Европы ранее.