Антироссийские санкции ЕС наносят ущерб экономическим связям России и Германии



Антироссийские санкции ЕС наносят ущерб экономическим связям России и Германии


Поступающая в последнее время информация свидельствует о серьезном спаде в российско-германских экономических отношениях. По данным Восточного комитета немецкой экономики, товарооборот между Россией и Германии снизился в 2014 году на 12,09 % и составил около 68 миллиардов евро. При этом немецкий экспорт в Россию упал на 18%, что привело к потере 60 тысяч рабочих мест в Германии. Оценка Росстата более сдержанная: товарооборот России и Германии упал в 2014 году на 6% и составил около 70 миллиардов евро. В любом случае, цифры очень тревожные для немецкого бизнеса. Украинский кризис ударил также по немецкому экспорту в Украину (-33%), Казахстан (-20%) и Беларусь (-21%). В общей сложности, потери немецких экспортеров на восточном направлении превысили 9 миллиардов евро, из них на российском рынке — 6,5 миллиарда евро, а на Украине — 1,8 миллиарда евро.

Главной причиной спада, по мнению предпринимателей Германии, стали санкции ЕС, введенные в результате длящегося более года украинского кризиса. Глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес считает, что всего под угрозой оказались 300 тысяч рабочих мест на предприятиях, тесно связанных партнерскими отношениями с Россией. Одновременно — за счет Германии — вырос объем российской торговли со странами Азии и Латинской Америки. В этой связи немецкие предприниматели считают, что введенные против России санкции могут нанести серьезный ущерб и даже разрушить торговые отношения между двумя странами.

Немецкий бизнес настаивает на скорейшем политическом решении украинского конфликта. «Только на основе постоянного диалога можно добиться приемлемого для всех сторон решения конфликта, санкции здесь не помогут», — заявил Экхард Кордес. Президент крупнейшего промышленного союза немецких работодателей Gesamtmetall Райнер Дульгер также выразил надежду на скорейшее мирное урегулирование на Украине. Дульгер приветствовал мирную инициативу канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда, приведшую к договоренностям в Минске. Президент Gesamtmetall считает, что необходимо такое решение конфликта на Украине, при котором Россия сохранила бы свое лицо. По его мнению, санкции бесполезны, они привели к тому, что популярность президента Путина в России только возросла. Райнер Дульгер отметил, что такие страны, как Китай и Турция, даже не подумали присоединяться к санкциям, и это подрывает позиции Германии на российском рынке. Президент Gesamtmetall поддержал предложение Ангелы Меркель — в случае установления мира на юго-востоке Украины обсудить вопрос о создании зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.


Россия и Германия очень тесно связаны экономически. Немецкие инвестиции в России превышают 22 миллирада евро, среди ведущих игроков — Siemens, Volkswagen, BASF, Metro, Adidas и Henkel. Концерн Daimler имеет долю в «Камазе», Wintershall (подразделение BASF) сотрудничает с «Газпромом», Siemens — с РЖД. Товарооборот между двумя странами составил в докризисном 2013 году 76,5 миллиарда евро, при этом Россия имела активный баланс (40,4 миллиарда), в котором три четверти приходилось на нефть и газ. Немецкий экспорт в Россию составлял 36,1 миллиард евро, в том числе на машиностроение приходилось 8,1 миллиарда, автопром 7,6 миллиарда, и химическую продукцию 3,2 миллиарда евро. В том же 2013 году в РФ было продано свыше 132 тысяч немецких автомашин.

До начала украинского кризиса Германия была вторым торговым партнером России после Китая. В свою очередь, Россия была одним из важнейших рынков для экспортоориентированной немецкой экономики. В России активно работают 6 тысяч немецких фирм, которые уже ощутили негативные последствия антироссийских санкций. Только в металлургии и электронике падение экспорта в Россию за 11 месяцев 2014 года составило 20%. Сложности испытывают даже такие компании, как Adidas, которая закроет около 200 магазинов в России в 2015 году. О тяжелом положении на российском рынке сообщил немецкий концерн Henkel, производящий чистящие и моющие средства (Persil, Schwarzkopf). Глава концерна Каспер Рорстед заявил, что намерен любой ценой сохранить позиции на российском рынке, где годовой оборот составляет около миллиарда евро. По его словам, начиная с 1991 года Henkel смог пережить уже несколько кризисов в России.

Пока что негативный тренд нарастает. 18 марта концерн Opel (немецкое подразделение General Motors) принял решение полностью свернуть деятельность на российском рынке и закрыть завод в Санкт-Петербурге. Opel связывает это с резким падением продаж и курса рубля. Вместе с тем, Opel намерен продолжить сотрудничество с российскими автопроизводителями. Глава концерна Карл-Томас Нойманн заявил, что решение это было трудным, однако перспективы российского авторынка ухудшились не только в краткосрочной, но также в средне- и долгосрочной перспективе. Эксперты отмечают, что в отличие от Opel японский концерн Toyota и корейский Huyndai избрали другую стратегию: они не только сохраняют производство в России, но намерены запускать новые модели с учетом изменившейся экономической ситуации. Это говорит о том, что азиатские производители и далее будут наращивать свое присутствие на российском рынке в отличие от более осторожных европейцев. Для них более высокий уровень локализации означает независимость от колебаний курса рубля.

Несмотря на падение двустороннего товарооборота, многие немецкие предприятия продолжают делать ставку на бизнес в России. Глава фирмы GABEC Торстен Клаусс, который ведет крупные строительные проекты в России уже более 20 лет, уверен, что бизнес в России вести не сложно, если устанавливается взаимное доверие. Именно этот запас доверия, накопленный за десятилетия, позволяет многим немецким фирмам продолжать работу в России, несмотря на санкции ЕС. Вместе с тем, сотрудничать за последний год стало труднее, так как многие совместные мероприятия (форумы, конференции и рабочие встречи) «заморожены» по инициативе ЕС и властей Германии. Несмотря на это, 25-26 февраля этого года во Франкфурте на Майне предпринимателям двух стран удалось провести совместный экономический конгресс «Россия-2015».

Особенно опасается за свое будущее в России малый и средний бизнес Германии, который больше всего страдает от антироссийских санкций. По данным Федерального объединения среднего бизнеса Германии, около 100 немецких фирм были вынуждены за последний год свернуть свою работу в России. Это касается, в частности, предприятий Восточной Германии, которые выполнили свои заказы для России, но ввиду санкций не смогли их отправить, потому что среди клиентов были российские государственные фирмы, стоящие в санкционном списке ЕС. Средний бизнес Германии считает в этой связи, что санкции наносят больше ущерба Германии и ЕС, чем России. Работа немцев в России осложнилась и ввиду других причин, в первую очередь падения курса рубля и снижения цен на нефть. Россия, по мнению немецких экспертов, чрезмерно зависит от нефтегазового фактора и санкции не являются единственной причиной нынешних проблем двустороннего сотрудничества.

Особенно резко выступают против санкций предприятия Восточной Германии (бывшей ГДР), исторически тесно связанные с Россией. Глава союза предпринимателей Саксонии Хартмут Бунзен обвинил руководство ЕС в слепом следовании американской внешнеполитической линии и потребовал в письме на имя главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера положить конец санкциям. Он подчеркнул, что большинство немецких предпринимателей убеждено в невозможности решить политический кризис с помощью экономических санкций и призвал к немедленному возобновлению конструктивного диалога между ЕС и Россией. До этого 60 предпринимателей Саксонии направили правительству ФРГ письмо с требованием положить конец антироссийским санкциям ЕС. Саксония пострадала от санкций сильнее других земель Германии, объем заказов в основных отраслях — машиностроении и электротехнике — упал на 53% в годовом выражении. Средние предприятия Саксонии, работающие в области машиностроения и электротехники, считают, что антироссийские санкции уничтожают их бизнес, многие уже ввели укороченную рабочую неделю. Они обвиняют США в том, что те диктуют свои условия ЕС за счет немецкого «миттельштанда» (малого и среднего бизнеса).

В то же самое время американские фирмы по-прежнему осуществляют на российском направлении миллиардные сделки. Бывший председатель СДПГ Маттиас Платцек, возглавляющий «Германо-российский форум», также обратил внимание на лицемерную позицию Америки, которая, продавливая санкции ЕС, на практике сама расширяет торговлю с Россией, в то время как немецкий экспорт в Россию постоянно падает. Действительно, наблюдатели отмечают, что, несмотря на санкции, американский экспорт в Россию растет. По данным Росстата, с января по октябрь 2014 года товарооборот между Россией и США вырос на 11,1% несмотря на санкции и ослабление рубля. Восточный комитет немецкой экономики пытается успокоить местные фирмы, отмечая, в частности, что США «всего лишь» завершают в Арктике ряд старых контрактов (как фирма Exxon Mobil). Однако жалобы со стороны немецких предпринимателей продолжаются. Они указывают также на возросший оборот российской торговли с Китаем, Бразилией и Турцией, которые готовы заполнить образовавшиеся ниши.

Необходимо отметить, что Германия довольно долго сопротивлялась жестким санкциям в отношении России. Лишь давление США и стран Восточной Европы вынудило ее пойти на санкции в ущерб интересам немецкого бизнеса. Тем временем все больше немцев приходит к мнению, что конфликт вокруг Украины был использован антироссийскими силами на Западе (прежде всего в США) для того, чтобы помешать российско-германскому экономическому сближению. Ведь еще относительно недавно главным лозунгом в двусторонних отношениях было «Партнерство ради модернизации».

Глава американской аналитической компании Stratfor Джордж Фридман недавно признал, что целью американской внешней политики на протяжении последних ста лет было не допустить сближения России и Германии, поскольку такой альянс представлял бы главную угрозу англо-саксонскому миропорядку: США ни при каких обстоятельствах не могут допустить объединения немецкой технологии и российских ресурсов. С этой точки зрения украинский кризис был максимально использован Америкой, Великобританией и их «малыми партнерами» в Восточной Европе для того, чтобы нарушить взаимодействие России и Германии. В значительной степени им эта задача удалась.