Из России с давлением
Американские и европейские санкции оставили президента России Владимира Путина почти без денег. Тем не менее, на это лето у него приготовлен фокус в рукаве, и не из самых дешевых. По последним сообщениям, на границе с Украиной сосредоточены 50 тысяч российских солдат, стягивается тяжелая техника, включая танки и артиллерию. Возможно, следует ожидать попытку занять новую часть украинской территории. Американское правительство хорошо осведомлено об амбициях господина Путина. Человек, который должен стать следующим председателем Объединенного комитета начальников штабов, заявил Конгрессу, что Россия представляет собой самую большую угрозу национальной безопасности США. Тогда почему же США готовятся заплатить 300 миллионов долларов, который пойдут на российскую военную экспансию (на эту сумму можно купить 75 танков Т-90)?
Такова геополитическая сцена, на фоне которой обе палаты Конгресса обсуждают использование российских ракетных двигателей РД-180 в космических пусках США, в рамках рассмотрения Закона о полномочиях в области национальной обороны.
Выполнение практически всех военных операций США зависит от космоса. Но с 2000-х годов мы неосмотрительно впали в зависимость от российских ракетных двигателей при осуществлении космических запусков, связанных с вопросами национальной обороны. ВВС США проводят запуски с помощью программы перспективной одноразовой ракеты-носителя. Первоначально услугу должны были предоставлять Boeing и Loсkheed-Martin. Компания Boeing предложила ракету «Delta-IV», которая использует сделанные в Калифорнии двигатели, а Loсkheed-Martin — «Atlas-V», которая использует российские РД-180. Потом, в 2006 году, предприятия объединили свои усилия и основали совместное предприятие United Launch Alliance (ULA), которое продолжает использовать «Delta» и «Atlas», и до недавних пор сохраняло дорогостоящую монополию в этой области.
Двигатели РД-180, используемые в ракете «Atlas-V», производит НПО «Энергомаш», полностью государственная российская компания, финансируемая российскими банками, попавшими под американские санкции на фоне российских усилий по аннексии Крыма и Украины. Два человека из тех, кто тоже входит в «черный список» США, тесно связаны с производством ракетных двигателей: вице-премьер и руководитель российской космической программы Дмитрий Рогозин и Юрий Ковальчук, один из близких помощников Путина и его «персональный банкир».
Россия угрожала немедленно прекратить продажу ракетных двигателей США, но одновременно выразила желание продолжать поставки, чтобы оплатить программу военной модернизации. Для американской национальной безопасности оба варианта плохи. В прошлом году, принимая Закон о полномочиях в сфере национальной обороны на 2015 год, Конгресс запретил использовать РД-180 после 2019 года и выделил 220 миллионов долларов на разработку альтернативного двигателя. Этот закон разрешил США использовать российские ракетные двигатели для выполнения подписанных контрактов в указанный период, а также для еще пяти миссий, пока еще не предложенных индустрии.
Американские ВВС при поддержке ULA продвигают инициативу по обходу запрета, так как считают, что новый двигатель не будет создан к тому сроку, когда вступит в силу запрет на использование РД-180.
Но их аргументы ошибочны, так как США не будут испытывать нужду в российских ракетных двигателях после 2019 года. Ракета «Delta-IV» оснащена американскими двигателями, и она мощнее, чем ракета «Atlas-V» с российским двигателем. Вдобавок, у ULA появился конкурент, компания SpaceX, получившая лицензию на космические запуски. SpaceX основана миллиардером Элоном Маском. Она выполнила несколько успешных запусков с помощью своей ракеты «Falcon-9», до неудачи, имевшей место 28 июня. Сторонники использования в США РД-180 активно используют эту аварию в своих аргументах.
Конгресс недавно провел два отдельных закона, утверждая программы Пентагона на следующий год, и сейчас пытается свести их воедино, так как они противоречат друг другу. Существующий закон позволяет купить пять дополнительных российских ракет за 117 миллионов долларов. Закон Сената разрешает купить минимум пять (за те же 117 миллионов долларов) и максимум девять российских двигателей (за 210,6 миллиона долларов), а также утверждает прекращение закупок после 2019 года. Палата представителей, напротив, утвердила закон с разрешением купить еще 14 российских двигателей для использования американскими военными, что почти в три раза увеличивает лимит, а также разрешает продолжать использовать их и после 2019 года.
В прошлом месяце ракета «Falcon-9» компании SpaceX, которая должна была доставить на Международную космическую станцию почти две тонны грузов, развалилась через две минуты и 19 секунд после старта с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Сторонники использования РД-180 пытаются с помощью этого инцидента оказать давление на министерство обороны и уговорить расширить применение этих двигателей. Но это близорукий и ошибочный подход.
Эта неудача не может стать основанием ни для отказа от «Falcon-9», ни для вывода о возможностях США в области космических запусков. Как уже указывали другие, в октябре прошлого года ракета Orbital-ATK с российским двигателем взорвалась прямо на стартовой площадке НАСА. В 2007 году ракета «Atlas-V» во время девятого запуска вывела два секретных спутника Национального управления воздушно-космической разведки на неверную орбиту по причине неисправности последней ступени. Специалисты из этой области называли тот запуск провалом. Даже «Delta-IV» от ULA в 2012 году испытывала серьезные проблемы, из-за чего на несколько месяцев были прекращены запуски этой системы (и запуски ВВС). Ракета Delta IV Heavy потерпела неудачу на первом же запуске.
Выход в космос — задача непростая. Именно по этой причине американские ВВС придерживались политики внедрения нескольких ракетных систем, чтобы быть уверенным в возможности осуществления космических запусков в любой момент. И эту политику на данный момент стараются заменить покупкой российских ракетных двигателей. ULA собирается прекратить использовать свою ракету «Delta-IV», но обещает продолжать оказывать американским ВВС услуги по запускам «тяжелого класса». Речь идет о задачах, которые не в состоянии решить «Atlas-V». Тем самым компания создает ошибочное впечатление, что единственной фирмой, предоставляющей такие услуги, становится SpaceX, если только ей не разрешат продолжать оснащать «Atlas» российскими двигателями. Министерство обороны и ВВС должны поставить под сомнение эту аргументацию.
Говоря, что «Delta-IV» обходится на 30% дороже, чем «Atlas» с российским двигателем, ULA также говорит, что в состоянии снизить ее стоимость, увеличив производство. Семейство «Delta-IV» представляет собой вполне надежное временное решение, пока не будут разработаны иные американские ракеты и ракетные двигатели. Компания по запуску Blue Origin, основанная Джеффом Безосом (Jeff Bezos) из Amazon, разрабатывает новую систему реактивного двигателя BE-4, который должен быть готов к использованию в 2019 году. Компания Aerojet Rocketdyne, копившая опыт десятилетиями, говорит, что ее двигатель AR-1 будет готов к тому же времени. SpaceX тоже готовит свою новую систему Falcon Heavy, которая должна превосходить как «Delta-IV», так и «Atlas-V».
ULA говорит, что опасается конкурировать с ними, опираясь на «Delta-IV». Но, вероятно, эта система будет достаточно конкурентоспособной с учетом ее истории, полноценных возможностей по подъему грузов и длительного полетного наследия, несмотря на стоимость. «Delta-IV» относится к числу наиболее надежных ракет на рынке, и если Конгресс поддержит их строительство, он придаст импульс американской экономике вместо того, чтобы финансировать российское стремление к гегемонии. В конце концов, главный вопрос не в том, насколько ULA способна конкурировать с другими ракетами, а в том, как сократить риск для национальной безопасности.
Выбор очень простой.
США должны выбрать один из вариантов: либо помогать деньгами опасному диктатору, жаждущему присвоить себе весь бывший советский блок, либо помочь американскому промышленному производству, тем самым создав столь необходимые рабочие места.
Рон Вахид возглавляет Arcanum Global, компанию стратегических исследований с отделениями в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Цюрихе и Гонконге.
Обсудим?
Смотрите также: