Миру — не до Украины



Миру — не до Украины


Накануне в Мюнхене завершилась трехдневная международная конференция по безопасности. Итоги для Украины, скорее, неутешительные: из-за избытка других проблем в разных уголках мира решение «украинского вопроса» для международного сообщества выглядит менее актуальным.

В Германии завершился один из важнейших в мире неформальных форумов, в котором приняли участие около 30 глав государств и правительств, а также более 100 министров иностранных дел и министров обороны, — Мюнхенская международная конференция по политике безопасности. Конечно же, на подобных мероприятиях какие-либо ключевые решения не принимаются, но они являются хорошей площадкой для обсуждения насущных политических проблем, касающихся баланса сил в мире, укрепления системы международного права и демократического миропорядка. Соответственно для Украины как государства вовлеченного в вооруженный конфликт это еще одна возможность обратить на себя внимание, призвать мировое сообщество к неравнодушию, провести дополнительные переговоры с союзниками и наметить дальнейшие шаги по решению проблемных вопросов. Что же говорили о нашей стране на Мюнхенской конференции и ее полях в этом году? Попробуем подытожить.

Украина — щит и меч Европы

В этом году украинцы в рамках Мюнхенской международной конференции по политике безопасности ожидали по крайней мере трех событий — выступления президента Украины Петра Порошенко, представления доклада бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена по введению миротворческой миссии на Донбасс и переговоров глав МИД стран «нормандской четверки».

Первое из них состоялось в пятницу, 16 февраля. Глава украинского государства Петр Порошенко, как и годом ранее, говорил о российской агрессии, но принципиальным отличием его нынешней речи была глобализация.

Президент не просто сказал, что Россия напала на Украину и продолжает вести гибридную войну на Донбассе, он отметил, что эти действия «постепенно превращаются в полномасштабную Мировую гибридную войну» и свидетельств этому бесчисленное количество: вмешательство во внутренние дела стран, попытки влияния на выборы, фейковые новости, кибератаки и наращивание военного потенциала, в том числе ядерного.

Порошенко подчеркнул, что российская власть не заинтересована в присоединении Донбасса, и даже в самой Украине, ее цель — Европа и месть за распад Советского Союза. Поэтому, по его мнению, европейские страны должны объединиться и показать Москве, что с шантажом и агрессией на континенте покончено. А именно — оказать всестороннюю поддержку Украине и сказать «нет» признанию российских президентских выборов в оккупированном Крыму, восстановлению полномочий России в Парламентской Ассамблее Совета Европы, визитам в Москву в поисках экономической выгоды, а также «Северному потоку — 2», который является политической и энергетической экспансией России.

«Сегодня Украина — это главное поле битвы за европейский порядок и архитектуру безопасности. Собственно, Украина является щитом и мечом Европы. Поэтому не упустите шанс построить более справедливый порядок в Европе, поддерживая нас. Защищая Украину, вы защищаете суверенитет, территориальную целостность и независимость ваших стран», — отметил Порошенко.

Однако значительного эффекта от этих слов не было. Хотя организаторы конференции анонсировали выступление президента Украины как одно из наиболее ожидаемых в первый день форума, наверное, впервые Порошенко выступал перед полупустым залом. А это сигнал о том, что международное сообщество теряет интерес к «украинскому вопросу».


Миротворцы на Донбассе


Подтверждением предыдущего тезиса также может быть неширокое обсуждение доклада о введении миротворческой миссии ООН на Донбасс, который был презентован в субботу, 17 февраля. На полях Мюнхенской конференции этот вопрос интересовал в основном тех, кто напрямую задействован в соответствующих переговорах.

Итак, доклад о миротворцах ООН на Донбассе презентовал бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который на данный момент является советником президента Украины. По его оценкам, организации надо отправить на оккупированные территории Украины по меньшей мере 20 тысяч миротворцев и 4 тысячи полицейских. Чтобы миссию в ООН не заблокировала Россия, все миротворцы должны быть не из стран альянса. Это могут быть Финляндия, Швеция, Австрия или Казахстан, Монголия и Белоруссия.

«Несколько месяцев назад Путин сам предложил миротворческую миссию для Востока Украины. Но он представлял ее себе маленькой и без четкого мандата. Так он предлагал, чтобы миротворцы контролировали только линию соприкосновения между свободной Украиной и оккупированной Украиной. Это означает только замороженный конфликт. Миротворцам нужен мандат, который включает контроль настоящей международной границы между Россией и Украиной», — отметил Расмуссен. При этом экс-генсек НАТО добавил, что он не верит в то, что в вопросе введения миротворцев ООН на Донбасс могут быть компромиссы до проведения президентских выборов в России.

Нынешний глава НАТО Йенс Столтенберг идею с миротворцами ООН на Донбассе также считает еще далекой от реализации, но позицию Расмуссена о мандате миротворцев на всю оккупированную территорию поддерживает. Помимо этого, на полях Мюнхенской конференции параллельно прозвучали заявления Швеции и Финляндии о готовности участвовать в операции на Донбассе. Заказанный Расмусеном отчет о целесообразности и способах применения 20-тысячного контингента «голубых касок» уже передали спецпредставителю американского Госдепа по Украине Курту Волкеру.

«Миротворческая миссия на Украине может помочь реализовать минские договоренности, наконец, достичь мира и восстановить украинскую территориальную целостность. Теперь очередь России определиться. Если они говорят, что хотят мира и безопасности для русскоязычного населения, то пусть объяснят, почему миротворцы — плохая идея», — отметил спецпредставитель США. Здесь важно отметить, что идея введения миротворцев ООН на Донбасс России действительно не нравится, и это в Мюнхене в очередной раз подтвердил глава МИД РФ Сергей Лавров. Он обозначил миротворческую миссию чуть ли не военным монстром.


Срыв переговоров «нормандской четверки»


Но все же самым большим фиаско для Украины на Мюнхенской международной конференции стала отмена встречи глав Министерств иностранных дел «нормандской четверки». Изначально предполагалось, что она пройдет 16 февраля, позже переговоры перенесли на 17 февраля, а потом и вовсе заявили, что их не будет. Формальной причиной для отмены встречи стало изменение планов министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля. Он прервал участие в Мюнхенской конференции и улетел в Берлин встречать журналиста издания «Ди Вельт» (Die Welt) Дениза Юселя, который год находился в турецкой тюрьме и был освобожден в пятницу.

Однако министру иностранных дел Украины Павлу Климкину все же удалось поговорить со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Перед встречей глава украинского МИД отмечал журналистам, что намерен в ее ходе поднять тему обеспечения безопасности на Донбассе и освобождения заложников. Переговоры длились около часа, но по итогам встречи Климкин нового ничего не сказал. «Мы должны продолжать дискуссию. Пока мы ни о чем не договорились. Российская точка зрения иная», — отметил он, говоря об обсуждении с Лавровым введения миротворческой миссии ООН на Донбасс. При этом глава украинского МИД, добавил, что также обсудил с Лавровым вопрос СЦКК и каким образом центр может возобновить работу после того, как россияне вышли из его состава.


Помощь США, сотрудничество с НАТО и другое


Наряду с этим стоит отметить, что в Мюнхене прошли важные двусторонние встречи президента Украины Петра Порошенко с чиновниками. Так, с министром обороны США Джеймсом Мэттисом глава украинского государства обсудил сотрудничество в военно-технической сфере, в частности по поставкам «Джавилинов» (Javelin) и не только. На встрече с делегацией Конгресса США был поднят вопрос об усилении санкций против России.

С генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом Порошенко обсудил возобновление сотрудничества с альянсом. «Мы поговорили, и я получил полную поддержку законопроекта о национальной безопасности, законопроекта по реформам, которые есть в составе нашего плана по НАТО. Мы проговорили, что надо сделать все возможное для того, чтобы разблокировать сотрудничество с альянсом, и здесь мы проговорили тщательные шаги», — сказал президент.

Во время встречи с президентом Европейской Комиссии Жан-Клодом Юнкером глава украинского государства говорил о проведении реформ и дальнейшем сближении с ЕС. Кроме этого, Порошенко также встретился с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким. Во время разговора, в частности, обсуждалось недавние внесение изменений в нашумевший закон «Об Институте национальной памяти» Польши и заявление с оценкой деятельности украинского гетмана Богдана Хмельницкого.

Однако для международного сообщества, наверное, самой интересной темой, связанной с Украиной, остается проведение в стране реформ. Лучше всего о них сказала глава МИД Канады Христя Фриланд в своем выступлении на «украинском ланче». «Не делайте реформ для нас. Изменения нужны украинцам для себя и для Украины. Это не какое-то одолжение, которое украинцы должны сделать для Запада», — подчеркнула министр. Она уверена, что задача реформировать страну реальна: «Украинцы были среди тех, кто основал Канаду более 100 лет назад. Они умеют строить великую страну». Хотя нынешний прогресс, конечно, мало кого радует.


Почему миру не до Украины


Прочитав все это, рядовому украинцу может показаться, что дела обстоят совсем плохо. Но и это не так. Просто конфликт на Донбассе для Европы сегодня не выглядит так ужасающе, как угроза ядерной войны. Именно данная тема была центральной на Мюнхенской конференции в этом году.

Причем здесь речь идет не только о КНДР, которая делает только первые шаги к ядерному статусу и то и дело «пугает» США и соседние страны тестированием межконтинентальными ракетами, но и о России. В частности, в США выяснили, что россияне вопреки своим обязательствам разработали и начали испытания новых крылатых ракет средней дальности, приспособленных под ядерную боеголовку.

Мир больше не питает иллюзий и убежден, что ядерная война вполне возможна. Ну, а вот что делать, ели она начнется? Понимания нет. Ровно как и с террористическими группировками на Ближнем Востоке, глобальными кибератаками и фейковыми новостями, которые также часто упоминались в Мюнхене.