Крым: потерянный рай



Крым: потерянный рай


В середине августа, когда в ходе затянувшегося кризиса началась очередная волна насилия на Украине, российский президент Владимир Путин вместе со свитой кремлевских руководителей направился в Крым. Этот широко разрекламированный визит должен был продемонстрировать неуклонную преданность и самые серьезные намерения Кремля в отношении его нового территориального приобретения. Но за частоколом газетных заголовков скрывается иная, неутешительная история: Россия начинает понимать, что аннексия Крыма была все более дорогостоящей авантюрой, как в политическом, так и в экономическом плане.

С самого начала было понятно, что проведенную весной 2014 года российскую аннексию придется подкреплять крупными капиталовложениями из Москвы. Согласно первым оценкам, на поддержание и модернизацию Крыма Россия должна была тратить по три миллиарда долларов в год. Федеральные субсидии, дополнительные социальные льготы, совершенствование инфраструктуры и увеличение пенсий для граждан — все это в итоге обошлось Москве в такую сумму, что ей пришлось отказаться от других крупных проектов, включая новый порт на Черном море и мост в Сибири.

Однако в действительности эта сумма оказалась значительно больше: 4,5 миллиарда долларов в год, а то и выше. Таковы официальные прогнозы Кремля. На эти расходы накладываются дополнительные ассигнования, необходимые для осуществления сложных строительных проектов, призванных еще прочнее привязать полуостров к Российской Федерации. Главный среди них — это мост через Керченский пролив стоимостью четыре миллиарда долларов, строительство которого российская Государственная Дума утвердила в июле этого года.

Эти цифры могли обескуражить кого угодно даже в том случае, если бы Крым был хорошо функционирующей территорией. Но это не так. В экономическом плане данный регион существенно отстает от остальной России, не говоря уже о внешнем мире. В Крыму царило относительное благополучие, когда он был украинским регионом. Но под властью России фортуна отвернулась от него. Сегодня он весьма заметно отсутствует в авторитетных профессиональных рейтингах инвестиционной привлекательности обширных российских территорий. В прошлом году инфляция там оказалась чудовищной, составив 42,5%, и в глобальном масштабе Крым уступил только пораженной кризисом Венесуэле. Из этого региона ушли иностранные банки. Прекратились и поставки с Украины.


Западные санкции, серьезно ударившие по России, для Крыма оказались еще более разрушительными. Они усугубили товарный дефицит и резко уменьшили объемы иностранных инвестиций. Цены на недвижимость, например, после аннексии упали примерно на 60-70% из-за снижения интереса со стороны как иностранцев, так и местных жителей.

Туризм, который долгое время питал крымскую экономику, тоже существенно ослаб. В 2013 году в регион приехало примерно шесть миллионов гостей. Но после этого количество отдыхающих сократилось наполовину, из-за чего Москве в последние месяцы приходится проводить активную рекламную кампанию, призывая людей ехать в Крым и называя это проявлением российского патриотизма.

Что касается политики, то новейшее территориальное приобретение России — это очаг коррупции. Как отмечается в опубликованном недавно анализе Bloomberg, «российская Федеральная служба безопасности ФСБ завела уголовные дела на троих высокопоставленных крымских чиновников, обвинив их во взяточничестве и прочих злоупотреблениях». Есть также множество других нарушений. «За последние несколько месяцев из-за обвинений в коррупции свои посты были вынуждены покинуть четыре региональных министра, — говорится далее в докладе Bloomberg. — А кремлевские аудиторы сообщили в июне, что местные чиновники не смогли отчитаться за две трети денег, направленных в прошлом году на полуостров для строительства дорог».

За весь этот беспорядок расплачивается Москва. Как отмечается в аналитическом докладе Bloomberg, Кремль уже оплачивает 75% крымского бюджета, а также субсидирует пенсии и прочие социальные выплаты для местных жителей. В предстоящие пять лет российское правительство пообещало дать этой территории намного больше, выделив более 18 миллиардов долларов федеральной помощи.

Такие расходы охваченной экономическим кризисом России вряд ли по карману. Страдающая от западных санкций и от низких нефтяных цен страна официально объявила о начале рецессии, что произошло впервые с 2009 года. Согласно последним прогнозам Международного валютного фонда, только в этом году ее экономика может сократиться на 3,4%. Российский рубль, между тем, продолжает ослабевать. Впервые с весны в конце июля курс составил 60 рублей за доллар.

Пока российские лидеры храбрятся. В апреле Путин заявил с вызовом, что аннексия Крыма — это не что иное, как восстановление исторической справедливости. То же самое говорит и премьер-министр Дмитрий Медведев. Выступая весной с ежегодным обращением к российскому парламенту, он назвал экономическое давление со стороны Запада приемлемой ценой за приобретение полуострова.

Но поскольку издержки продолжают расти, Крым, несмотря на всю свою символическую ценность, быстро превращается в тяжкое бремя для российского государства. Он также станет движущей силой дальнейшей агрессии против Украины, так как российские лидеры всеми силами пытаются продемонстрировать, что они одержали решающую стратегическую победу, хотя на самом деле достижений в этом плане значительно меньше.