В ожидании пастыря
Преклонный возраст и болезни покойного не давали ему в последнее время полноценной возможности обращаться к пастве. Мир праху его.
Помнится, когда в 1992 г. Владимир Сабодан был избран предстоятелем Украинской Православной церкви и прибыл из Москвы в Киев, на вокзале его встречала толпа специально подученных «активистов», оравшая: «Геть московського попа!» А через некоторое время многие уже упрекали митрополита в том, что он слишком «украинский» и «независимый». Все это только доказывает, насколько поверхностна и переменчива людская молва. Кем был и что делал покойный митрополит, пусть определят церковные историки.
Как сыну именно этой Церкви мне больше хотелось бы сказать, чего жду я от наследника Владимира — того, кто вскоре будет избран Собором новым митрополитом Киевским и Всея Украины. В тяжелое время смуты начнет он осуществлять свою миссию.
Пусть новый митрополит станет миротворцем, ибо именно миротворцы, как говорит Писание, блаженны. Пусть не убоится вступать в переговоры между враждующими сторонами — ведь обычным политикам давно нет доверия. Пусть не гонится за показной роскошью. Не в лимузине въезжают в Царство Божие.
Каков поп, таков и приход. Каков митрополит, таковы и попы. Стыдно видеть многих священников наших, несущих впереди себя грех чревоугодия, наглядно выступающий прямо из-под рясы. И, наконец, жду, что новый митрополит станет чаще обращаться к пастве со словом ободрения и надежды. Светские власти сменяются мгновенно, порой даже не отсидев положенный срок.
Но Церковь Православная была тут и во времена Руси, и при ордынском иге, и при Речи Посполитой, и при Российской Империи, и при СССР. Это самый древний и устойчивый наш общественный институт. Поэтому именно на него и возлагаю я главные надежды в умиротворении страны. Хочется мира не плохого, а прочного. И пастыря деятельного, говорящего смело и громко слово правды сильным мира сего.