Financial Times: Энергетические сделки свидетельствуют о потеплении отношений между Москвой и Минском
Когда Александра Лукашенко спросили, находятся ли они с Владимиром Путиным «в одной команде» в политике, белорусский лидер ответил однозначно: «В политике – в принципе да. Нас загнали в одну команду на всю оставшуюся жизнь». Лукашенко произнес эти слова в интервью одному из российских государственных каналов, и это подчеркнуло его стремление охарактеризовать как силу их дружбы, так и роль, которую сыграл в ее укреплении остальной мир.
Тем не менее, господину Лукашенко предстоит еще многое сделать, чтобы восстановить отношения между Москвой и Минском, которые существенно охладились на протяжении 2020 года. Лукашенко, который правит Беларусью с 1994 года, столкнулся с массовыми уличными протестами и беспрецедентным общественным недовольством после того, как он объявил о своей победе на августовских президентских выборах, результаты которых западные страны считают фальсифицированными.
Жесткие репрессии белорусского режима в отношении активистов протестного движения и политических оппонентов побудили США, Европейский Союз и Великобританию ввести санкции против Минска и даже спровоцировали вспышку гнева в Кремле, который обвинил своего давнего союзника в неспособности успокоить общественное мнение и в неверной оценке настроений в стране.
В начале прошлого года Москва уже выходила из терпения в отношении Александра Лукашенко из-за того, что он затягивает реализацию интеграционных проектов, а летом двусторонние отношения резко ухудшились, когда белорусские спецслужбы арестовали 33 российских военных контрактника, обвинив их в участии в заговоре с целью дестабилизации обстановки в стране в преддверии выборов.
Однако ряд соглашений, достигнутых в последние дни, заставляет задуматься об изменении отношения к Лукашенко со стороны России. Рычаги влияния Кремля на Беларусь только укрепились после того, как западные страны повернулись спиной к Минску на фоне продолжающихся попыток Владимира Путина добиться углубления интеграции между двумя странами.
«События июля и другие раздражающие факторы в двусторонних отношениях не следует игнорировать, но было бы также серьезной ошибкой переоценивать их значение, – считает глава Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич. – Готовность России идти на компромисс в отношении Беларуси очевидна».
«И коллективный Запад, и Россия видят политические проблемы, имеющие место в Беларуси, – добавил он. – Но республика Беларусь занимает не просто особое, а уникальное положение в системе российских внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов».
Подконтрольная Кремлю газовая корпорация «Газпром» объявила в последние дни декабря о том, что согласовала с белорусским правительством новый контракт на поставку природного газа. А пять дней спустя Минск объявил о том, что заключил сделку на поставку нефти, положив тем самым конец противостоянию, которое предшествовало предполагаемым фальсификациям при избрании Лукашенко и продолжающемуся до сих пор политическому кризису.
На прошлой неделе вице-премьер России Александр Новак заявил, что Россия изучает возможности оказания помощи Беларуси в экспорте нефтепродуктов. Речь идет о поставках в обход портов, расположенных в странах Балтии, которые ввели санкции в отношении Минска и были одними из самых жестких критиков Лукашенко на международной арене. Кроме того, две страны обсуждают вопрос о возобновлении некоторых видов трансграничного пассажирского сообщения, приостановленного из-за пандемии коронавируса.
Нефтегазовые сделки, вероятно, означают конец многомесячного периода неопределенности для Минска, который традиционно использует российский газ для удовлетворения своих энергетических потребностей, а также укрепляет свой бюджет, импортируя относительно дешевую российскую нефть, а затем продавая продукты нефтепереработки в Европу.
Упомянутые соглашения заключены на фоне явных признаков усталости протестного движения в Минске и других городах, где жесткие меры полицейского насилия в отношении протестующих постепенно привели к снижению числа участников. По сравнению с крайне шатким положением, в котором Лукашенко находился несколько месяцев назад, сейчас его позиции выглядят гораздо более стабильными и уверенными, даже несмотря на то, что он больше чем когда-либо прежде зависит от Москвы.
«В последнее время протесты утратили прежнюю силу, и это еще одна причина, почему Москве больше нет нужды играть с Лукашенко так жестко, чтобы показать свое недовольство тем, как он справляется с внутренней ситуацией в стране», – сказал Крис Тук, заместитель директора консалтинговой компании GPW, специализирующейся на анализе политических рисков.
«Москва в настоящее время пытается выработать стратегию ухода Лукашенко. Кремль хочет помочь организовать управляемый переход власти к новому лидеру, который будет более сговорчивым и готовым принимать во внимание российские интересы, – добавил он. – Отказ от поддержки Лукашенко связан с риском его свержения в результате такого же сценария народной революции, которого хочет избежать сам Путин … так что я не думаю, что такой вариант всерьез рассматривался. Угроза такого отказа была в большей степени связана с усилением рычагов влияния Москвы».
Владимир Путин предложил Лукашенко моральную и финансовую поддержку в ходе встречи в сентябре 2020 года, когда протесты в Беларуси достигли своего пика. Но личное отношение российского президента к белорусскому лидеру выглядит по-прежнему несколько напряженным. Так, на прошлой неделе Лукашенко провел телефонный разговор не с президентом, а с нынешним заместителем председателя Совета безопасности России Дмитрием Медведевым.
«Несмотря на трудности уходящего года, совместными усилиями Россия и Беларусь сумели достичь значительных результатов в различных областях, – говорится в новогодней поздравительной телеграмме Владимира Путина Александру Лукашенко. Он также «выразил надежду на продолжение в наступающем году работы по укреплению взаимовыгодных двусторонних связей».
Александр Лукашенко намекнул, что может уйти в отставку, если Беларусь одобрит новую Конституцию, но он не обозначил вероятный срок этого шага. И хотя с осени масштабы протестов заметно сократились, они все же продолжаются. В прошлый вторник, посещая завод «Горизонт» в Минске, он заявил: «Я не враг своему народу».
«Вне всяких сомнений, он все еще нуждается в российской поддержке, – сказал Крис Тук. – В любой момент протесты могут вновь начать набирать силу, особенно с приближением весны».
Поделиться…
VKTwitterFacebook0