Info: рухнет ли Украина?



Info: рухнет ли Украина?


Год назад Владимир Зеленский победил с огромным отрывом прежнего президента Петра Порошенко. Для этого он провел кампанию, в которой пообещал практически всем и все: остановить войну на востоке страны, реформы, процветание и светлое будущее. Но с каждым днем все очевиднее, что через год от обещаний остается лишь остов. Война непрерывно продолжается, несмотря на так называемый Нормандский саммит, похвалу со стороны российского президента Владимира Путина и кажущиеся изменения в российской политике после ухода Владислава Суркова. Теперь же, когда по миру распространяется коронавирусная зараза, что влечет за собой экономические последствия, украинского президента ждет самый трудный экзамен. И чтобы с ним справиться, хаотичных перемен в стиле сериала уже не хватит.

Положению, в котором оказался Зеленский, не позавидуешь. После избрания его популярность снизилась до 40%, и страна продолжает бороться с влиянием олигархических групп. Ко всему этому еще и примешался коронавирусный кризис, который, по прогнозам, может повлечь 80-процентный спад ВВП. Однако особо доверять цифрам сейчас не стоит, ведь еще слишком много неизвестных. Кстати, все нынешние прогнозы основаны на том, что пандемия уляжется во втором полугодии 2020 года.

Против Украины работают и проблемы в других европейских странах, поскольку украинским рабочим придется возвращаться домой (если они еще этого не сделали). Важно также будет и то, насколько успешно Польше, Германии и Чешской Республике удастся восстановиться после кризиса. Как показывает пример китайского запуска экономики после кризиса, не обязательно все пойдет гладко. Несмотря на прогнозы, люди не спешат в магазины и рестораны и предпочитают экономить.

Спад, вероятно, ожидает в той или иной степени все страны. Однако Украине придется стартовать с более низких позиций, где она оказалась как одна из беднейших стран Европы (по крайней мере по официальным данным). Нужно сказать, что и до кризиса Украина не показывала головокружительных темпов роста. Да, ей удалось остановить падение, вызванное утратой Крыма, войной на Донбассе и необходимой реструктуризацией, и тем не менее роста чуть более чем на три процента в 2018 году и приблизительно такого же роста в 2019 году недостаточно для того, чтобы догнать остальные страны.

Часть проблем связана с большой долей серой экономики, которая, по некоторым оценкам, достигает почти половину ВВП (даже по официальным данным, ее доля все равно велика — 30%). То есть речь идет о коррупции, неучтенных доходах и других явлениях общих для всех постсоветских республик.

Именно коррупция и серая экономика, то есть низкий уровень имплементации закона, давно являются главным врагом украинской экономики. Кстати, условия Международного валютного фонда для предоставления кредитов связаны именно с ними. Украине удалось добиться определенного прогресса, когда она ввела декларации об имущественном состоянии государственных чиновников, но проблема остается. Это сказывается, разумеется, и на кредитовании, и на желании вообще инвестировать в эту страну. Самые богатые украинцы предпочитают выводить свои деньги в офшорные зоны.

Еще одно требование (об открытии рынка земли) Украине удалось выполнить, хотя и не без изъянов. То же самое получилось с так называемым законом против Коломойского, по которому, если вкратце, запрещено возвращать национализированные банки в руки первоначальных владельцев. В первую очередь это касается противоречивой фигуры олигарха Игоря Коломойского, который добивается, в том числе с помощью лояльных к нему украинских судов, возвращения «Приватбанка».

Но кредит в размере приблизительно восьми миллиардов евро более чем важен для дальнейшей жизни страны и функционирования ее экономики. Что касается общего долга Украины по отношению к ВВП, то ее дела обстоят неплохо. Даже после возможного кредита и спада ВВП 60% не должны стать неподъемным грузом. С другой стороны, стране нужны деньги. Поэтому Зеленского подталкивают к реформам, хотя на внутренней украинской арене он сталкивается с сильной оппозицией. Ко всему прочему работает пророссийское лобби, которое предлагает кредитоваться у восточного соседа. Россия известна тем, что не слишком интересуется возможностями «друзей» выплачивать долги, и ее условия значительно мягче, чем у международных финансовых институтов. Но проблема в том, что подобный кредит только законсервирует и усугубит проблемы, которые уже есть в экономике.

Однако коронавирусный кризис может даже помочь Украине. Страна располагает довольно качественной и дешевой рабочей силой, а также вполне неплохой перспективой роста конкурентоспособности населения. Кстати, розничная торговля и услуги играли роль локомотива в докризисном росте. Также у Украины есть значительные мощности в промышленности, хотя ей все еще предстоит реструктуризация и уход от тяжелой промышленности в сторону потребительской. Часть дела уже сделала война, но процесс еще отнюдь не завершен. Запущенная инфраструктура открывает возможности для новых проектов в строительстве, на которых можно задействовать часть рабочих, вернувшихся из-за рубежа.

Итак, все будет зависеть о того, как Украина организует поддержку своей экономики в послекризисный период. Одним из основных моментов должно стать совершенствование доступа украинских компаний к кредитам. Это вместе с подвижками в правовой сфере может способствовать восстановлению экономического роста. Однако важна готовность продолжать непопулярные реформы (у земельной реформы было намного больше противников, чем сторонников, и, в частности, поэтому ее пришлось урезать). Зеленский уже доказал, что его не стоит воспринимать как марионетку Коломойского, но для борьбы с последствиями пандемии коронавируса ему придется постараться еще больше.