Китай завершает создание альтернативы SWIFT, причём «ось дедолларизации» может заработать уже в сентябре
Конечно, после того, как в 2013 году открылось, что АНБ проводило негласный «мониторинг» потоков платежей SWIFT, очень сложно сказать, является ли отключение от системы проклятием или благословением. Однако Россия приняла всё к сведению, и менее месяца назад запустила собственную альтернативу SWIFT, которая на начальном этапе связала 91 кредитную организацию. Это в сочетании с проведённым Россией рекордным сбросом американских казначейских обязательств демонстрирует, насколько серьезно Путин воспринимает угрозу изоляции от западной платёжной системы. Похоже, что дедолларизация продвинулась значительно дальше, чем ожидали многие.
У нынешнего использования финансов в качестве средства скрытой войны есть два очевидных варианта развития событий. С одной стороны, если никто не последует за выходом России из SWIFT, её действия, пусть заметные и отважные, будут бессмысленны. С другой – если пример России повторят другие страны, ускорится крах доллара как резервной валюты, которая используется по умолчанию из-за отсутствия альтернатив. Появляются альтернативы – и вся резервная система начинает трещать.
И вот налицо свидетельство того, что, по-видимому, торжествует второй вариант. Согласно сообщению Reuters, Китайская международная платёжная система (CIPS), служащая для обработки трансграничных сделок в юанях, готова и может быть запущена уже в сентябре или октябре этого года. Таким образом будет устранено одно из самых больших препятствий для интернационализации юаня. Это должно значительно увеличить международное использование китайской валюты за счёт сокращения операционных издержек и времени обработки платежей.
Теперь юань окажется в более равных условиях с такими валютами, как доллар, ведь CIPS, по-видимому, будет использовать тот же формат сообщений, что и другие международные платежные системы. CIPS заменит пестроту существующих сетей, делающих обработку платежей в юанях довольно трудоёмкой.
До сих пор международные расчёты в юанях должны были проводиться либо через один из оффшорных клиринговых центров юаня (например, гонконгский, сингапурский или лондонский), либо с помощью китайского банка-корреспондента. «Время от времени в рамках нынешней системы клиринга происходят недоразумения из-за различных языков и кодировок. CIPS является прорывом, поскольку предлагает единую платформу и повышает эффективность», – комментирует гонконгский аналитик ANZ Раймонд Енг.
Запуск CIPS позволит компаниям за пределами Китая рассчитываться в юанях с китайскими коллегами напрямую, уменьшая количество этапов, которые должен пройти платёж.
Наконец, упрощение совершения сделок в недолларовом выражении ускорит принятие китайского юаня в качестве основной валюты мировой торговли. По данным SWIFT, в ноябре 2014 года китайская валюта уже вошла в пятёрку самых используемых в системе, обогнав канадский и австралийский доллар. Кроме того, в декабре международные платежи в юанях выросли на 20,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как рост платежей по всем валютам составил всего 14,9 процента.
Вот что отмечают по этому поводу специалисты берлинского Института имени Меркатора по изучению Китая: «Китайское правительство стремится к управляемой интернационализации своей валюты, постепенно расширяя использование юаня во внешней торговле страны и инвестициях. С этой целью по всему миру выстраивается сеть соглашений, касающихся валютных свопов между центробанками, прямого обмена юаня на другие валюты и создания клиринговых центров по работе с юанем. Создание независимой платёжной системы для сделок в юанях и появление альтернативы существующей системе SWIFT будет способствовать дальнейшему укреплению автономии Китая по отношению к структурам финансового рынка, центром которых являются США».
Другими словами, всеми мерами вынуждая Россию разрабатывать свою международную платёжную систему, Запад заодно подтолкнул Китай к ускорению внедрения собственной. Мир получил чёткий сигнал, что доллар не является незаменимым в качестве резервной валюты.
Что ж, остаётся только отметить, что если блестящий план администрации Обамы заключался в изгнании России (а заодно, по геополитической принадлежности, и Китая) из механизма подконтрольных Вашингтону транзакций и принуждении этих крупнейших соперников США к созданию собственных (или совместной) платёжной систем, то Вашингтон можно только поздравить: всё удалось.
Обсудим?
Смотрите также: