Tal Cual: падение цен на нефть – еще одна проблема для правительства Мадуро



Tal Cual: падение цен на нефть – еще одна проблема для правительства Мадуро


По официальным сведениям, в Венесуэле пока что не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом. Тем не менее, вирус активно влияет на мировую экономику, а вместе с ней и на экономику Венесуэлы, которая и без того вот уже шесть лет находится в упадке.

Аналитики утверждают, что снижение добычи нефти в Венесуэле в последние годы усугубляется падением цен на нефть на международном рынке, что еще больше снизит доходы страны в этом секторе. Помимо этого, Венесуэла должна увеличить поставки нефти в Китай для погашения долговых обязательств перед этой азиатской страной.

Международные рынки начали неделю с обвала цен на нефть-сырец: впервые за 29 лет цена достигла отметки в 32 доллара за баррель. Застойные явления в экономике, вызванные вспышкой коронавируса, стали причиной падения мирового спроса на нефть.

Связанные руки

Как мы помним, в соответствии с руководящими принципами Китайско-Венесуэльского соглашения, венесуэльская нефтяная компания Pdvsa с 2008 года поставляет в Китай нефть-сырец, с целью погасить долговые обязательства перед Китайским фондом. Занимавший в то время пост главы Министерства экономики и нефти Рафаэль Рамирес заявлял, что по соглашению «ни при каких обстоятельствах» не может быть поставлено менее 100 000 баррелей в день (б/д).

Но в соглашении также прописаны и финансовые условия: чем выше цена сырой нефти, тем ниже объем поставок; чем ниже цена, тем выше объем поставок.

На сегодняшний день поставки Венесуэлы в Китай составляют около 350 тысяч баррелей нефти в день, при этом Венесуэла все еще не выплатила Китаю около 25 миллиардов долларов из 65 миллиардов долларов долга.

Снижение добычи нефти повлияет не только (даже больше) на объем инвалютных поступлений в Венесуэлу, но и на импорт нефти для погашения долговых обязательств перед нынешними партнерами (Китай). По более низкой цене будет поставлено больше баррелей для выплаты долга и меньше ненефтяных товаров«, — сказал экономист из консалтинговой фирмы Ecoanalítica Луис Артуро Барсенас.

Он согласен с тем, что коронавирус повлиял на объем инвалютных поступлений в Венесуэлу, особенно если учесть, что фактический экспорт нефти (за вычетом долговых платежей) оставался на уровне около 700 тысяч баррелей в сутки в период с февраля по март.

«Падение цены за баррель ниже 50 долларов может привести к уменьшению объема притока ПИИ в размере 200 миллионов долларов, если в ближайшие два месяца уровень экспорта ненефтяных продуктов будет сопоставим с январским», — заявил Барсенас.

Нефтяной аналитик и бывший заместитель министра энергетики и горнорудной промышленности Эванан Ромеро считает, что Китаю потребуется больше времени, чем России, чтобы получить выплаты по долговым обязательствам от Венесуэлы. В случае, если цена на нефть продолжит падать, а компания Pdvsa не улучшит свое положение, для выплаты долга потребуется еще больше лет.

«Китаю потребуется некоторое время, чтобы получить венесуэльскую нефть, которую в данный момент получает Россия: она транспортирует тяжелую нефть компании Pdvsa в Сингапур, где проходит процесс нефтепереработки. Стоит отметить, что Соединенные Штаты и Россия пришли к соглашению: Венесуэла может выполнять поставки нефти в Россию в том случае, если это поставки в рамках выплаты долговых обязательств, полученных до введения санкций», — заявил Ромеро.

Меньше доходов

Экономист Франсиско Родригес утверждает, что обвал цен на нефть влияет на внешнюю обстановку, которая уже была неблагоприятной для венесуэльской экономики. По его оценкам, в этом году кумулятивный спад в Венесуэле составит примерно 9 миллиардов долларов от доходов от продажи нефти по сравнению с 2020 годом.

Венесуэла уже продавала значительную часть своей нефти с большим дисконтом из-за нежелания покупателей заключать контракты на поставки с компанией Pdvsa по причине санкций. Теперь находить покупателей станет еще сложнее«, — сказал он.

Родригес объяснил, что это падение прибыли окажет сдерживающее влияние на венесуэльскую экономику. В 2019 году экспорт нефти составил примерно 17 миллиардов долларов, поэтому он считает, что в этом году экспорт едва ли достигнет 10 миллиардов долларов (10% от объема семилетней давности), а падение ВВП Венесуэлы вновь будет порядка 20%.

«Экономическая ситуация может значительно ухудшиться, учитывая вероятность введения вторичных санкций и возможной морской блокады. Индийские нефтеперерабатывающие заводы уже отменили контракты на покупку нефти из-за давления со стороны США. Венесуэла также является одной из наименее подготовленных к вирусной эпидемии стран», — заявил Родригес.

Недостаточный спрос

По словам экономиста Леонардо Буниака, в конце января 2020 года добыча нефти в Венесуэле составляла 733 тысяч баррелей в день, что на 1,7 миллиона баррелей в день меньше, чем в декабре 2016 года, и на 2 миллиона баррелей в день ниже, чем во время правления Николаса Мадуро в 2013 году. Во время правления Уго Чавеса в 1999 добыча достигла 3,5 млн б/д.

Он подчеркивает, что сегодня добыча оказалась на историческом минимуме впервые после минимума 1950 года, при этом объем добычи нефти на душу населения сопоставим только с тем, который наблюдался в 1927 году.

При нынешнем объеме добычи и таком падении доходы Венесуэлы от нефти могут коснуться финансирования, что негативно повлияет на способность государства выполнять один из главных политических приоритетов режима Николаса Мадуро — снабжать население продуктовыми наборами«, — заявил Буниак.

Буниак подчеркивает, что больше всего пострадают так называемые «ястребы» ОПЕК (государства, наиболее финансово зависящие от колебаний цен на нефть). Среди них Нигерия, Алжир, Ливия, Иран и, конечно, Венесуэла, объем добычи нефти в которой стремительно падает еще с декабря 2016 года.

Нефтяной эксперт Хосе Торо Харди утверждает, что покупатели нефти-сырца также потеряют интерес к венесуэльской нефти после падения цен, поскольку затраты на ее добычу превышают среднюю стоимость нефти. Средняя стоимость добычи экспортируемой венесуэльской нефти (легкой, средней, тяжелой, сверхтяжелой) составляет 18,50 долларов за баррель, при том, что на других рынках стоимость за баррель составляет 7,95 долл. США (легкая нефть). Но на поясе тяжелой нефти Ориноко, где расположены совместные предприятия России и Китая, стоимость добычи составляет от 27 до 34 долларов за баррель.

Объем добычи уже значительно упал, достигнув показателей 1945 года. Но, помимо этого, стране все труднее продавать свою нефть«, — отметил эксперт.

Он также считает, что Россия, на которую приходится более 60% экспорта венесуэльской нефти, потеряет к ней интерес. «Ее основной интерес будет заключаться во внутренней добыче. При такой низкой цене и санкциях, введенных США, страна может потерять интерес к венесуэльской нефти», — заявил он.

Тем временем инвестиционный банк Goldman Sachs считает, что цена на нефть может упасть до 20 долларов за баррель, что приведет Венесуэлу к финансовому кризису, который возможно будет сдержан за счет инвалютных поступлений.