Le Parisien: французские силовики в Мали недовольны прибытием конкурентов из «Группы Вагнера»
Российские наемники из группы «Вагнера» прибыли в Мали. Об этом сообщило французское правительство в коммюнике, опубликованном в канун Рождества. Пятнадцать европейских стран-партнеров Франции по антитеррористической операции в Сахеле, в том числе Италия, Эстония, Чехия, Румыния, Швеция, Дания, Бельгия, Португалия — все они решительно осуждают размещение на территории страны бойцов этой частной военной компании (ЧВК), связанной с Кремлем.
Что, развертывание уже началось? По данным прежде верховодивших здесь французов, да. «Мы наблюдали в аэропорту Бамако неоднократную доставку российских военных транспортными самолетами, строительство военного городка, предназначенного для размещения значительного контингента наемников, частые визиты руководящих кадров группы», — сказал источник в правительстве. В доказательство этой ускоренной высадки военных поступает информация о «большом заказе продуктов питания». Развертывание сил ЧВК «Вагнер», о котором было объявлено и которого опасались в течение нескольких недель, явно прошло в более ускоренном темпе, чем ожидалось. Вероятно, именно это появление выбранной правительством Мали конкурирующей с французскими ЧВК компании привело к отмене визита Эммануэля Макрона в Мали. Официально было объявлено, что визит не состоялся из-за плохой санитарной ситуации, которая могла создать угрозу для здоровья французского президента.
Тот же источник сообщает о работе в Мали российских геологов, известных своей близостью к «Группе Вагнера». Это немаловажная деталь, потому что в одной из беднейших стран мира находятся золотые прииски. Будет ли хунта, находящаяся у власти в Бамако, вести переговоры о том, чтобы оплатить услуги наемников? Вопрос это не праздный, ведь такого рода охранная деятельность в Мали обычно оценивается не меньше, чем в десять миллионов долларов в год. «Без комментариев» — таков уклончивый ответ хунты. Но «Группа Вагнера», в основном состоящая из бывших солдат российской армии и возглавляемая бывшим личным поваром Владимира Путина, известна тем, что устанавливает строго регулируемый порядок в странах, куда ее приглашают для базирования — именно так вышло, например, в Центральноафриканской Республике.
Операция «Бархан» закончится согласно запланированному графику
Но что конкретно смогут сделать [против группы Вагнера] Франция и ее партнеры? По сути, помимо осуждения причастности российского правительства к операциям «Группы Вагнера», правительственный пресс-релиз не содержит ничего нового. Похоже, что в его тексте нет и намека на недавние предупреждения, прозвучавшие из уст главы дипломатии Франции — месье Жан-Ива Ле Дриана. А ведь он назвал «несовместимым» развертывание в Мали сил «Вагнера» с операцией французских сил «Бархан» и с присутствием в Мали союзников. Что, например, произойдет, если силы антиджихадистской коалиции окажутся в непосредственном контакте с российскими наемниками? Еще более деликатный вопрос касается европейского спецподразделения «Такуба», в которое входят солдаты из стран Восточной Европы (эстонцы, чехи, скоро венгры). «Эти ребята не желают иметь ничего общего с русскими в Африке после того, как им пришлось столько натерпеться от русских в Европе», — признается приватно один из старших офицеров.
На данный момент у Парижа нет конкретного ответа. Человек, знакомый с этим вопросом, утверждает, что миссия «Вагнера» заключается скорее всего в оказании помощи полковнику Ассими Гойта и его приспешникам, намеренным остаться у власти. Именно эту стоящую у власти группу «Вагнер» и будет защищать, и вряд ли он будет так же заботиться о простых малийцах, страдающих от рук террористов. В любом случае, вопрос о преждевременном прекращении французской операции «Бархан» (5000 вооруженных французских военных сегодня и 2500-3000 к 2023 году) пока не стоит на повестке дня. Напротив, в совместном коммюнике подтверждается «приверженность и решимость стран-партнеров продолжать борьбу с вооруженными террористическими группами». Европейцы, как и соседи Мали по ЭКОВАС (Экономическое сообщество западноафриканских государств), оказывают давление на хунту, чтобы осуществить переход к демократии, как и было обещано. Однако выборы, назначенные на февраль будущего года, пока кажутся несбыточной мечтой…
Обсудим?
Смотрите также: