NPR: «Новые американцы» все еще помнят про советскую елку



NPR: «Новые американцы» все еще помнят про советскую елку


Как и многие советские дети, Светлана Шмулян раньше очень любила новогодние праздники и традиционную ёлку с подарками. «Если советскому ребенку удавалось хоть раз в год поесть красной икры, то это было именно в новогоднюю ночь», — рассказала она корреспонденту National Public Radio. Кроме икры, ей также очень нравилась традиция украшать новогоднюю ёлку: нарядные игрушки, запах хвои и мерцающие гирлянды делали этот праздник особенным, которого дети с нетерпением ждали целый год. И это неслучайно напоминает западным читателям про Рождество, отмечается в статье.

Ведь до революции Рождество России праздновали очень похоже на то, как это до сих пор происходит в США. Его традиционно отмечали в кругу семьи, с рождественскими украшениями и подарками. Однако после революции все изменилось: рождественская ёлка превратилась одновременно в «буржуазный» и «религиозный» символ, то есть напоминала сразу о двух «классовых врагах», рассказала NPR историк Виктория Смолкин-Ротрок из Уэслианского университета. Если кто-то наряжал в те времена ёлку, то его политические ориентиры сразу ставились под сомнение, и так было вплоть до 1935 года. Как поясняет историк, тогда в газете «Правда» было опубликовано письмо одного высокопоставленного большевика, который писал, что социализм в СССР «уже построен», поэтому нет смысла лишать советских детей праздничной ёлки. После чего традиция наряжать ёлку была восстановлена, однако вместо Рождества ее приурочили к Новому году — абсолютно светскому празднику, который широко отмечался в Советском Союзе. Как признается еврейка Виктория Анеш, которая родилась и выросла в СССР, на Украине, а затем эмигрировала в США, в детстве она даже не догадывалась, что новогодняя ёлка имеет хоть какое-то отношение к Рождеству. Тем более что на верхушке каждой советской ёлки обычно красовалась пятиконечная звезда, как на башнях Кремля. И это можно увидеть практически на всех советских новогодних открытках эпохи 1960-х годов, пишет NPR. По словам Анеш, она тоже обожала наряжать новогоднюю ёлку — пока не приехала в Америку, где ей сказали, что здесь принято делать это на Рождество, а «евреи не празднуют Рождество». И это был лишь один из пунктов в длинном перечне того, к чему ей пришлось приспосабливаться в США, отмечает NPR. Хотя в компании друзей, признается Анеш, они со временем начали все чаще вспоминать и переосмысливать советскую новогоднюю традицию.
В то же время она подчеркивает, что не хотела бы передавать эту традицию своим собственным детям, потому что для нее это сейчас символизирует «отсутствие выбора» — а у них в Америке «появился выбор». И хотя им не всегда бывает легко понять, что же значит «быть настоящим евреем», однако Анеш подчеркивает, что ей нравится учиться этому вместе с детьми, и она не хочет навязывать им старые символы. Хотя для других эмигрантов из России и других стран бывшего СССР — например, для бывшей москвички Светланы Шмулян — американская «свобода выбора» означает, что они и здесь могут наряжать у себя дома новогоднюю ёлку. Она говорит, что хочет передать этот опыт своим детям, чтобы упрочить их связь с разными традициями предков: «Они частично евреи. Но при этом они частично американцы. А частично они русские», — поясняет Шмулян, и все эти культурные связи имеют для них одинаковое значение. Так же, как когда-то и в Советском Союзе, традиции в Америке становятся значимыми не по указке правительства, говорится в статье. Здесь люди сами решают, будут ли они собираться вокруг ёлки или нет. И сами определяют, что значит для них быть русским, евреем и американцем в этом «новом мире», заключает NPR. Фото: Wikimedia