Нужно ли травмировать израильтян сообщениями о терактах?
Чрезмерное использование незапланированных подключений к эфиру, бесчисленные экстренные выпуски новостей, растущее соперничество между интернет-СМИ (кто первым сообщит о теракте или попытке теракта) усиливает напряжение в обществе, способствует росту панических настроений — в гораздо большей степени, чем это требуется в нынешних обстоятельствах.
В конечном итоге речь идет о неорганизованной поножовщине. Нам приходилось переживать гораздо более тяжелые времена — следовавшие один за другим теракты самоубийц в центрах крупных городов, жуткие преступления с большим числом жертв. При этом общее настроение в стране сегодня даже хуже, чем тогда. Или очень напоминает настроения, царившие в период терактов самоубийц в 2001-2002 годах.
Раздуваемая нашими СМИ паника и тревожность, царящая в обществе, приводят к ситуациям, подобным той, что произошла в кинокомплексе торгового центра «Кирьон» в Кирьят-Бялике. Услышав громкий звук выхлопной трубы проезжавшей машины, напоминавший звук выстрела, люди бросились врассыпную, устроили давку в кинозале.
Два полицейских в Иерусалиме стали стрелять в прохожего, который вел себя странно и пытался выхватить у них оружие. Перепуганная толпа в Нетании напала на израильского араба, который не сделал ровным счетом ничего. В Беэр-Шеве перепуганные люди избивали раненого эритрейца, принятого за террориста.
Я не пытаюсь найти оправдания этим поступкам. Но я утверждаю, что, если бы израильские СМИ вели себя более ответственно, если бы в СМИ не транслировали без конца видеозаписи, на которых преступники нападают с ножом на граждан, а затем ликвидируются полицией, в обществе не царило бы столь сильное напряжение, граничащее с паникой. Снижение градуса нервозности могло помочь избежать ряда происшествий последних недель.
Тот факт, что все мы вооружены теперь мобильными камерами, а также то, что мы прикованы к новостям 24 часа в сутки, приводит нас к настоящему нервному срыву. И это я еще не касалась социальных сетей, «Фейсбука» и «Твиттера», которые усиливают напряженность в несколько раз.
Рутина нашей жизни нарушается самым грубым образом, лишает нас способности мыслить трезво, концентрироваться на главном. Никто не может оставаться равнодушным, мы все прикованы к бесконечным новостным выпускам. Мы даже не осознаем, какой серьезный ущерб мы наносим своему здоровью, своей психике.
Я задаю себе вопрос в эти дни: что движет средствами массовой информации? Что заставляет редактора выходить в прямой эфир несколько раз подряд даже в тех случаях, когда никто, слава Богу, не пострадал? Зачем нужны эти интервью с парамедиками и руководством скорой помощи, а затем и с главным врачом больницы? Ведь вся эта информация абсолютно третьестепенна.
Видимо, речь идет о конкуренции между разными СМИ, а также о стадном инстинкте, присущем многим из нас: «Все так делают». Ни одно СМИ не может позволить себе отставать от другого.
Но при всем уважении к соперничеству и конкуренции, требуются также профессионализм и ответственность. В период терактов рейтинг новостных программ идет в гору, однако нельзя сеять панику среди граждан.