Запад готовит новый церковный раскол. Теперь в Ливане (Al-Akhbar)



Запад готовит новый церковный раскол. Теперь в Ливане (Al-Akhbar)


Жесточайший удар по единству православной церкви в попытке расколоть ее на поместные национальные церкви был нанесён 11 октября прошлого года на Украине. Однако американский «план», осуществлению которого, как оказалось, способствует и Константинопольский патриархат, на этом не ограничивается. Следующей важной целью является Антиохийская православная церковь. Еще совсем недавно о разделении церкви между Ливаном и Сирией или намерении переместить кресло патриарха из Дамаска в Бейрут говорили шепотом, но теперь со стороны высокопоставленных лиц начали звучать публичные предупреждения. Так, 9 февраля, выступая перед «Межпарламентской российско-сирийской группой дружбы», президент Сирии Башар Асад отметил: «Мы наблюдаем попытки разделить Антиохийскую православную церковь на нашей земле. Звучат предложения о предоставлении независимости ливанскому митрополиту». Как сообщает руководитель Группы, Асад подчеркнул необходимость предотвратить это разделение на международных площадках и добавил: «Иначе у нас будут сотни православных церквей и только один Ватикан». Во время своего визита в Россию Патриарх Иоанн X (Язиджи) не скрывал, что некоторые внешние силы стремятся так или иначе ослабить Антиохийскую православную церковь.

Некоторое время назад, когда прозвучало требование об учреждении Университета Святого Георгия в Бейруте (противники его создания рассматривают его в качестве «конкурента» Баламандского университета Антиохийского патриархата), в попытке раскола церкви обвинили бейрутского митрополита Илию Ауди. Этому способствовали публичные заявления некоторых близких ему политиков, следующих логике «двух церквей», и их полное совпадение с американской стратегией, принятой в отношении православной церкви. Однако среди ливанских политиков, симпатизирующих российской политике, есть и другое мнение: «Несмотря на все недостатки Ауди, нельзя однозначно утверждать, что он планирует разделение церкви. Угроза исходит от одного из близких ему политиков». Аргументируя свою позицию, они ссылаются на речь Ауди во время открытия Медицинской конференции в больнице Святого Георгия в октябре прошлого года и повторил на конференции «Человеческое братство» в Абу-Даби. Как выразился тогда Ауди: «Бейрутская епархия выступает одним из столпов Антиохийского патриархата и гордится своей принадлежностью к Антиохийской православной церкви».


Монастырь святой Феклы в Маалюле

Однако это не остановило запущенную против него кампанию. Напротив, она достигла нового уровня, особенно после «предупреждения», переданного российской делегацией со ссылкой на Асада. В этих условиях министр обороны Ильяс Бу Сааб принял решение направить сирийскому президенту письмо через посла Али Абдель Карима, где прояснялось, что информация, которую получил Асад через определенные каналы, является неточной. В качестве подтверждения Бу Сааб приложил к своему письму текст речи Ауди, где он упоминает, что гордится принадлежностью к Антиохийскому патриархату. Что касается создания университета в Бейруте, то, по его словам, «это не свидетельство разделения, поскольку в каждой епархии есть свои школы, больницы и другие учреждения». В интервью «Аль-Ахбар» Бу Сааб отметил, что «собирается что-нибудь предпринять в ближайшее время, чтобы положить конец этим беспочвенным дебатам». Он попытается сделать это, установив связь с Патриархом Язиджи, поскольку позиция епископа Ауди ему известна. Следует отметить, что после встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в начале этого месяца Язиджи ответил на вопросы и сказал: «Бейрутский митрополит — наш любимый брат».

Нет сомнений в том, что Запад жаждет проглотить Антиохийскую церковь, даже несмотря на то, что в Ливане нет условий для раскола. Благоприятная почва для этого шага отсутствует — зато есть повод: рост влияния Москвы в регионе. К российскому военному присутствию в Сирии нельзя относиться легкомысленно, и когда опасная стадия минует, Москва начнёт продвижение по всем фронтам. Однако это вовсе не значит, что противники и враги России согласятся с таким положением вещей. Именно в этом контексте нужно рассматривать отчаянное стремление изменить нынешнюю политическую позицию Церкви и заставить ее переметнуться к антироссийскому лагерю.

Это можно проследить дипломатических шагах украинского дипкорпуса в Бейруте. После того, как посол Украины в Ливане Игорь Осташ призвал Патриарха Язиджи поддержать предоставление независимого статуса Украинской православной церкви (во время их встречи в Баламанде в октябре прошлого года), дипломат написал в «Дэйли стар» (The Daily Star) статью (опубликована 10 января) о событиях вокруг Церкви. Три абзаца его статьи посвящены ливанской церкви. Он назвал последнюю «символом свободы», который связан с украинской церковью. Они обе, по его мнению, столкнулись с несправедливостью со стороны более крупных соседей. Слова Осташа имеют четкую направленность и делают ставку на различия между ливанской и сирийской церквями. Он имеет в виду, что «крупный» сосед Ливана — Сирия — пыталась контролировать «ливанскую церковь» так же, как и Россия стремилась контролировать украинскую церковь. В своей статье он выразил надежду, что ливанская православная церковь поддержит независимую украинскую церковь, которая добивается исторической справедливости, несмотря на призывы некоторых церквей не признавать ее самостоятельность.

Непрямой дипломатический ответ со стороны России прозвучал 9 февраля. Посол России в Ливане Александр Засыпкин заявил: «Если Петр Порошенко выступил в роли основного инициатора и «крестного отца» раскола православия на Украине, то президент Сирии Башар Асад и президент Ливана Мишель Аун проводят линию в интересах добрососедства и равноправия всех этноконфессиональных групп, недопущения распрей внутри конфессий. При этом в широком плане это нацелено на решение стратегической задачи сохранения христиан на Ближнем Востоке — колыбели христианства». Он добавил: «Можно попытаться вбить клин, расшатать ситуацию по украинскому примеру и оторвать Ливан от Сирии. Но сделать этого не удастся». По его мнению, православные в Ливане решительно поддерживают единство Церкви, что подтверждается их солидарностью с Антиохийской православной церковью.

Российские дипломатические источники сообщили «Аль-Ахбар», что данная проблема затрагивает не только российско-украинские отношения: «Если заговор продолжится, он коснётся и других церквей, чтобы запустить процесс разделения государств под предлогом создания поместных церквей, не принимая во внимание при этом, что границы православных церквей отличаются от политических границ. Есть внешние силы, которые хотят расколоть Антиохийскую православную церковь, но этого не произойдет».

Источники указывают на то, что Антиохийский патриархат способен преодолеть все это, и залогом этого является роль нынешнего патриарха, однако стороны должны сохранять осторожность. Текущий конфликт можно оценивать как судьбоносный, поскольку он связан с принятием решений, затрагивающих церковные традиции и законы с целью удара по России. «Политика и религия как параллельные прямые. Мы хотим создать между ними гармонию, чтобы обеспечить людям хорошую жизнь, а не провоцировать конфронтацию», — утверждает дипломатический источник. Исходя из этого Россия укрепляет свои отношения с Антиохийской православной церковью и христианами в Леванте: «Мы хотим сохранить христианское присутствие в регионе, чтобы местные христиане были союзниками России, и эти исторические отношения будут развиваться в предстоящий период. Военная фаза в Сирии близится к завершению. У нас долгосрочные планы в отношении восстановления страны и сотрудничества с региональными силами на всех уровнях».

Посол Украины для «Аль-Ахбар»: «Антиохийская церковь проведёт диалог с украинцами»

Посол Украины Игорь Осташ пояснил в интервью «Аль-Ахбар», что выражение «ливанская церковь», которое он использовал в своей статье, означает «все церкви, существующие в Ливане»: «Я имел в виду ливанских православных Антиохийского патриархата, который имеет приходы в Сирии, Ливане, Бразилии, Чили, США и других странах. Поэтому имеет смысл, как послу Украины в Бейруте, общаться с ее епископами в Ливане». Осташ подчеркивает, что его дипмиссия никогда не поднимала никаких вопросов, связанных с единством Антиохийской православной церкви: «Мы уважаем Антиохийский Патриархат, одну из старейших православных церквей в мире, которая вместе с 14 другими церквями, в том числе Украинской Православной Церковью, которая является частью Вселенского православия». Возможно, посол упустил тот факт, что, хотя Константинопольский патриархат признал независимость украинской церкви и назначение епископа Епифания в качестве ее главы, у нее до сих пор нет Синода (собрание епископов). Во-вторых, церковное право говорит о «патриархатах», а не о «церквях». Используемые в данном случае термины очень важны, по мнению наблюдателей.

Икона на потолоке часовни греческом православном монастыре на севере Ливана

В мире существует девять православных патриархатов, у каждого из которых есть церкви, разбросанные по всему миру. Украинская церковь не может быть причислена к патриархатам или помещена в те же рамки, что и Антиохийская православная церковь, которая отвергает разделение и поддерживает Московский патриархат. Однако, Осташ убежден, что Антиохийская Церковь вступит в диалог с Украинской Церковью: «На данный момент 300 приходов, принадлежащих к Русской Церкви в Украине, заявили о своем желании присоединиться к независимой церкви. Признание со стороны других церквей может занять некоторое время».

Отвечая на вопрос о том, является ли кризис вокруг Православной церкви частью политического конфликта, он заметил: «Такого кризиса нет, но есть конкретные факты, свидетельствующие о российской войне против Украины, которую Москва ведёт всеми средствами и во всех областях, включая религию. Россия пытается представить агрессию против Украины как православный кризис и пытается навязать это уравнение другим странам, пугая их конфликтами и расколами». Также он утверждает, что речь идёт не о создании независимой украинской церкви, а о восстановлении того, что существовало в форме Киевской митрополии с 988 года. По его словам, появление Украинской церкви представляет собой логический результат процесса, начатого украинским народом более 300 лет назад.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.