Tygodnik Solidarność: настоящий кризис Москву еще только ждет



Tygodnik Solidarność: настоящий кризис Москву еще только ждет


Когда цена барреля нефти падает до рекордно низкого значения, а в итоге картелю ОПЕК приходится садиться за стол переговоров, это значит, что Москву ждут проблемы. Нефтяной кризис в сочетании с пандемией коронавируса многие эксперты называют землетрясением, которое очень скоро обернется для царя и бояр новым Смутным временем. Мы не можем получить подтверждение или опровержение новостей о том, что после встречи с зараженным коронавирусом врачом Владимир Путин не заболел, а самоизоляция была его добровольным выбором, но можем поразмышлять о будущем России в контексте пандемии. Тем, кто считает, будто кризис способен изменить ее, следует задаться вопросом, кто в конечном итоге за все заплатит.

Видный специалист по российской тематике Марек Будзищ (Marek Budzisz) выдвинул тезис, что настоящий кризис Москву еще только ждет. С его трезвыми аналитическими выкладками, предшествующими вышеупомянутому выводу, можно только согласиться. Будзиш прав.

Нет нужды повторять здесь тезисы, которые звучат из уст экспертов, занимающихся изучением конъюнктуры в Кремле, но я не был бы собой, если бы, как циник, вдающийся в малейшие детали, не задумался о сегодняшней и будущей ситуации Москвы в более широком, цивилизационном смысле. Ударит ли Россию по карману сочетание двух кризисов, пандемического и нефтяного, не предмет для обсуждения: это уже произошло. Решение отложить военный парад, который обычно проходит 9 мая, до греческих календ станет (вне зависимости от обстоятельств в которых оно было принято) символическим пятном на имидже Кремля. Дело не в дате, ведь Октябрьская революция, например, вспыхнула в ноябре, а в самом содержании этого мероприятия.

Ежегодный Парад Победы был демонстрацией военной мощи Российской Федерации и, в сущности, самым важным моментом, когда новый-старый президент Путин мог на глазах всего мира играть мускулами. О российских фальсификациях истории и том, чем на самом деле была Великая Отечественная война, я уже много писал раньше. Для порядка достаточно будет напомнить, что 9 мая 1945 года (если ориентироваться на московское время) завершилась Вторая мировая война, развязал которую не только Адольф Гитлер, но и Иосиф Сталин. Гордый День Победы стал одновременно Ночью Поражения для Центральной Европы. Дело не в том, что Третий рейх не следовало разбить, а в том, что в процессе борьбы с ним некоторые народы лишили свободы. Об этом на Красной площади, однако, не упоминают. Сейчас культурно-геополитический спектакль перенесли.

Вернемся к прогнозам на будущее. Двойной российский кризис склоняет задаться вопросом, изменится ли что-нибудь в России? В этом контексте я бы не советовал выдавать желаемое за действительное. Эта страна пережила множество кризисов, но они меняли лишь некоторые детали, а не метаполитическую суть Москвы. Времена изменились, кремлевские политики стали носить бейсболки вместо шапки Мономаха, но это лишь «упаковка», а их внутренняя сущность осталась прежней. Под слоем, имитирующем одну фигуру, словно в матрешке, прячется другая.

Размышляя о Востоке, стоит обратится к наследию забытого гиганта польской геополитической мысли Феликса Конечного (Feliks Koneczny). Меня очень огорчает то, что этого связанного с национал-демократической мыслью историософа отодвинули на периферию польской науки, навесив на него стигматизирующий ярлык. В его поразительно актуальной теории цивилизации Москва относится к туранской группе. Это происходящее из степи милитаризованное сообщество, в которой народ позволяет властителю безраздельно управлять собой и действовать аморально, при этом форму общественных отношений задает не религия, а кастовая военно-племенная структура. Идеал лидера в туранской цивилизации — деспот, правящий сильной рукой, самодержец, в собственности которого находится все государство.

Кто-то может назвать теорию Конечного несправедливой, устаревшей и даже русофобской или расистской, однако, фактические доказательства в виде очередных войн и политических шагов стран, которые ученый отнес к «разным цивилизациям», к сожалению, подтверждают универсальность сформулированных им тезисов.

Опосредованным образом Конечному вторит Александр Дугин, который говорит об особой российской цивилизации, выступающей евразийским детищем Великой Степи. Так что Кремлю пришлось бы обвинять в русофобии своего недавнего советника.

Может ли нефтяно-пандемический кризис пошатнуть туранскую основу описываемой цивилизации, то есть изменить ее форму? Россия была и будет самодержавной. За редкими исключениями (царь Павел I или вечно нетрезвый Борис Ельцин) на протяжении истории тенденции в этом всерусском мире не менялись, они выглядели сходно при опричниках, охранке, КГБ. А в кризисах недостатка не было. У россиян есть даже такая пословица: снявши голову, по волосам не плачут.

Неважно, что будет с нефтью и бюджетом, ущерб в любом случае придется покрывать тем, кто всегда платил в России за все. Это бывали крестьяне, кулаки, граждане в целом. Самое страшное в том, что каждый раз, когда царь и бояре уже ничего не могут этому крестьянину предложить, они вручают ему винтовку и указывают на врага.