Советы от фотошколы: позы для портрета



Советы от фотошколы: позы для портрета


С появлением совершенной фототехники, портретная съёмка стала доступна практически для любого человека – лишь нажимай кнопку. Однако для выразительного портрета одних технических возможностей недостаточно, необходимо запомнить хотя бы несколько правил позирования, позволяющих придать наиболее выигрышное положение корпусу модели, передающих естественную красоту. Непрофессиональному фотографу тяжело найти позы для портрета, решить проблему помогут наши практические советы.

Что такое портрет


Жанр изобразительного искусства, главным объектом которого является человек, именуется портретом. Различают одиночные и групповые портреты, с изображением одного или нескольких человек соответственно.

Элементарные принципы портретного освещения


Практически каждому знаком принцип расстановки света съёмки фотографий на документы, схему достаточно один раз увидеть, чтобы запомнить. Возьмём её за отправную точку именно благодаря запоминаемости и схожести с портретной.



Здесь три источника света – два одновременно рисующие и заполняющие, третий подсвечивает фон – зная эту схему, любая студийная будет понятной, где главное:



  • Во-первых, модель обычно располагается дальше от фона – не менее чем в полутора метрах;





  • Во-вторых, все светильники можно перемещать, также дополнять их отражающими и поглощающими свет панелями.





  • В-третьих, точка съёмки может быть любой.



Общие принципы выстраивания позы для фотосессии портрета



  • Плечи. Не стоит выставлять модель «во фронт» – прямо лицом к камере, когда линия плеч идёт параллельно с линией матрицы камеры. В этом случае плечи выглядят непропорционально широкими. Стройность фигуре придаст небольшой поворот, когда одно плечо будет чуть удалено от камеры.





  • Руки. Они не являются сюжетным центром композиции и не должны отвлекать внимания от доминанты – глаз и лица. Свободно свисающие руки модели вызывают немало проблем у фотографа, и если вдруг они оказываются «лишними», их нужно чем-то занять:





  • Опереть на какой-либо предмет мебели или приложить ладони к стене;





  • Убрать в карманы так, чтобы кисти не исчезали и пальцы были видны. Раскрепощённый вид придают руки, убранные в задние карманы;





  • Дать подержать какой-либо нейтральный к теме предмет, допустим, чашку кофе. Вариант придаёт раскованности и снимку и самой модели;





  • Положить на бёдра;





  • Хотя считается, что скрещенные руки признак закрытости, однако в портретной съёмке такое положение помогает раскрыть новые образы.





  • Глаза. Практически всегда глаза являются эмоциональным центром портрета, у фотографа они, как вишенка на торте у кондитера, завершают построение композиции. Следует стремиться, чтобы независимо от положения модели, зрачки всегда были видны. Взгляд необязательно должен направляться в камеру, но именно взгляд придает снимку эмоциональный настрой, считываемый зрителем.





Четыре несложные позы для портрета крупным планом


Портрет захватывает плечи и грудь, локтей в кадре нет

Развернуть корпус в профиль, лицо – в фас. Немного приподнять обращённое к камере плечо, чуть наклонить подбородок, слегка подать голову вперёд, взгляд устремить на фотографа. Длинные волосы не должны закрывать лицо и плечо, лучше дать им ниспадать по сторонам – к лопатке и к груди.

Схема освещения:



  • Основная прямая – «Камера – Модель – Фон».





  • Диагональ к основной прямой – «Рисующий свет – Модель – Белая панель – Фоновый свет».



Рисующий свет (он же и заполняющий) направьте к открытой части лица, на том же расстоянии с противоположной стороны поставьте белую панель – она нужна для отражения светового потока и тем самым освещения модели со спины. Фоновый свет спрятан за отражающей панелью, чтобы освещать только фон, без отсветов на модель.

Сидячий портрет с опорой на колени

Сесть на край стула, наклониться вперёд, опереться локтями на колени (свести вместе, входят в композицию), пальцы левой руки положить на правое плечо. Кисть правой руки приблизить к левой щеке, пальцы собрать вместе и слегка подобрать к ладони – не следует давить на лицо. Голову слегка отклонить к левому плечу и подать вперед, с расчётом, чтобы шея воспринималась продолжением линии позвоночника. Открытое лицо более выразительно, поэтому волосы выгоднее собрать за спиной. Взгляд в сторону фотографа.

Схема освещения описана выше. Дополните её ещё одним белым экраном и вторым фоновым светом, установив их в зеркальном отношении к первому комплекту.

Используем естественное освещение

Две позы для фото портрета с использованием классического естественного освещения, схема похожа на расстановку студийного света:



  • Основная прямая – «Камера – Модель – Фон»;





  • Диагональ освещения – «Солнце (сзади) – Модель – Отражатель».



Отражатель – белая панель – устанавливается сбоку от камеры с расчетом освещения модели немного сверху. Получается, что солнце освещает сверху и со спины, а на лицо ложится мягкий отражённый свет. В качестве фона первой позе послужит листва деревьев, второй – трава и небо. Фон должен быть вне фокуса.



Портрет крупным планом, эффектно подчеркивающий грудь

Положение стоя. Плечи повернуть полуоборотом, руки положить на бёдра, локти немного отвести назад, голову чуть преклонить как бы заглядывая в камеру.

Ограничить кадр следует нижним уровнем груди, сверху убрать макушку. Обращённое к камере плечо захватить в мере, позволяющей видеть лишь фрагмент линии спины, с противоположной грани кадра захватить достаточно свободного пространства с целью подчеркнуть силуэт груди. С отведёнными назад локтями руки видимыми быть не должны. Камеру расположить чуть ниже уровня глаз.

Вы можете опытным путем найти наиболее выигрышные позы, экспериментируя с каждой моделью и по-разному выставляя свет. Но можно ускорить процесс обучения, если пройти специализированные курсы — подробнее о том, что может предложить фотошкола http://bryansk.videoforme.ru/photoschool.

Горизонтальная поза, в композицию включены руки

Модель располагается лёжа на боку на траве, плечо опорной руки продолжает линию спины, голова лежит на её ладони. Волосы не закрывают лицо, взгляд обращён в камеру. Верхняя рука согнута в локте, раскрытой ладонью опирается о землю, её положение может напоминать повёрнутую набок римскую цифру «V».

При выборе позы для хорошей фотографии портрета, следует помнить, что здесь мелочей не существует. Выбор положения модели важен всегда, он актуален даже в случае репортажной съёмки, хотя позы, создающие выгодный ракурс, принимать приходится уже фотографу.