«Поджигать двери ФСБ имело смысл, а вот зачем такое делать с Банком Франции?»



«Поджигать двери ФСБ имело смысл, а вот зачем такое делать с Банком Франции?»


Жизнь и судьба русского художника-акциониста Петра Павленского вновь привлекла внимание западных СМИ после того, как он опубликовал «сексуальный компромат» на кандидата в мэры Парижа от партии Макрона. Вторым возбуждающим интерес моментом стал арест Павленского в субботу по обвинению в нападении на людей с ножом во время новогодней вечеринки 31 декабря 2019 года. Пресса активно напоминает читателям «славный путь» художника и поясняет, что публикация видеоматериалов о частной жизни граждан является во Франции уголовным преступлением. Вот отрывок из парижской Le Monde:

«В России с 2012 по 2015-й год Петр Павленский прославился целой цепочкой шоковых акций, часто связанных с членовредительством в отношении самого себя, при этом использовались соответствующие названия: «Шов», «Туша», «Фиксация», «Отделение», «Угроза». В первой акции он зашивает себе губы в поддержку группы Pussy Riot, осужденной российским правосудием; во второй акции он заворачивается в кокон из колючей проволоки; в 2013-м году он прибивает к брусчатке Красной площади свои гениталии — прямо перед Мавзолеем Ленина; в 2014-м году он отрезает себе мочку уха в психиатрическом учреждении. И наконец, в 2015-м году, он поджигает двери здания ФСБ, чтобы проявить свой протест против «власти, которая продолжает террор»,- напоминает «Монд».

Сайт агентства журналистских расследований Mediapart напоминает, что в то время французская пресса, да и вся либеральная общественность Европы вместе с ней активно поддерживали Павленского:

«Он прекрасно объяснил, — напоминает Mediapart, — почему его перформансы всегда вращаются вокруг страданий человеческого тела при его столкновении с репрессивным аппаратом государства: „Тело — это единственное средство для того, чтобы показать достаточно ясно, какое же насилие царит над российским обществом и как это насилие к нему применяется», — говорил Павленский в одном из множества своих интервью».

«В октябре 2016 года Петр Павленский приезжает со своим первым триумфальным визитом во Францию, чтобы рекламно продвинуть свою книгу, опубликованную в издательстве Louison под заголовком „Случай Павленского. Политика как искусство». Мишель Эльчанинофф, эссеист и главный редактор журнала „Философия», основатель Фонда новых диссидентов, пишет предисловие к этой книге Павленского. В интервью Mediapart Эльчанинофф вспоминает об этих днях: „Это был русский художник, работавший на разрыв. Поджечь двери ФСБ, проклясть карательную психиатрию, отдать свое тело на растерзание, чтобы обличить насилие со стороны госудраства, — все эта деятельность казалась нам несущей глубочайшие смыслы», — вспоминает Эльчанинофф».


Художник-акционист Петр Павленский, стоящий перед горящим зданием Банка Франции. 16 октября 2017

Mediapart отмечает, что месье Эльчанинофф быстро поменяет свое отношение, когда Павленский, получив политическое убежище в январе 2017-го года во Франции, подожжет не то здание. В октябре 2017-го года он поджигает двери Банка Франции, расположенного а том самом месте, где когда-то стояла сожженная революционными парижанами в 1789 году королевская тюрьма Бастилия. Объяснение Павленского: банки обворовывают народ.

«Я его потерял из виду с этого момента, — говорит сегодня в интервью Mediapart Мишель Эльчанинофф. — Поджигать двери ФСБ имело смысл, а вот зачем такое делать с Банком Франции — это я понимаю намного меньше».

«В Москве Петр действовал в культурном и политическом контексте, который он точно понимал. А вот ко Франции он так как следует и не подобрал кода»,- цитирует Mediapart сочувственные слова одного из друзей Павленского.

Парижский «Монд» настроен, однако, несколько менее сентиментально и уже намекает на сходство действий Павленского против кандидата Гриво с методами советских спецслужб: «Публикуя отрывок порно-откровений (в Америке это называют порно-местью, когда разочарованный любовник или любовница выставляют разлюбленного партнера на посмешище — revenge porn), нашедший убежище во Франции художник придал муниципальным выборам в Париже оттенок скандала по-американски, а еще точнее — скандала в стиле kompromat, — пишет „Монд» и переходит к прямому напоминанию о последствиях: — Эта техника шпионажа, часто практиковавшаяся секретными службами Союза Советских Социалистических Республик (СССР), состоит в разработке компрометирующих досье на то или иное значительное лицо. Причем дело доходит до вывода на сцену свидетелей непродуманных действий этого лица, включая проституток или интимно близких лиц. Но во Франции это считается вторжением в частную жизнь, а если используются картинки сексуального характера, это рассматривается как уголовное преступление, влекущее два года лишения свободы и 60 тысяч евро штрафа».

Интересно, что одним из немногих изданий, которые вступились за Павленского или хотя бы попробовали понять его логику, оказалась не лево-либеральная газета «Монд», а буржуазно-светский журнал Paris Match. Вот как он цитирует художника:

«Мне плевать на личность [кандидата в мэры Парижа] Гриво, речь идет о вопросе принципа. Ведь его поведение — это как если бы активист-феминист, борющийся против насилия в отношении женщин, избивал свою жену каждый вечер»,- подытоживает Paris Match ситуацию цитатой из Павленского и продолжает:

«Если перформансы Павленского в России были посвящены борьбе с полицейским государством, во Франции он пытается бороться с лицемерием, лицедейством, которое стало нормой. Сам Павленский считает лицедейство уместным для актера в театре, но не для политика»,- заключает Paris Match свое достаточно позитивное описание идейной «платформы» Павленского.

Относительно благожелательную позицию в отношении Павленского занял и уже цитировавшийся нами сайт журналистских расследований Mediapart, осуждающий акциониста в целом, но неизменно приводящий и аргументы Павленского в свою защиту. Сайт отмечает, что новогодняя вечеринка, во время которой Павленский размахивал ножом, была организована его нынешним адвокатом Хуаном Бранко — довольно загадочной фигурой, связанной с движением «желтых жилетов» и некоторыми левацкими группировками. Вот как описывает Mediapart события вокруг Павленского 31 декабря 2019 года:

«Находящийся в возрасте 35 лет господин Павленский подозревается в нанесении ранений двум людям во время ссоры, произошедшей в новогоднюю ночь 31 декабря 2019 года. Ссора произошла во время частной квартирной вечеринки на бульваре Сен-Жермен. В организации вечеринки принимал участие адвокат Хуан Бранко, с которым русский художник сблизился в последние месяцы… По рассказам свидетелей, Павленский обиделся на какое-то мелкое замечание со стороны одного из своих сотрапезников и нанес этому сотрапезнику удар по лицу. Последовала общая свалка, в которой часть присутствующих вступилась за русского, а другая — за его противника. В возникшей суматохе Павленский сумел завладеть большим кухонным ножом. По показаниям одного из свидетелей, Павленский этим самым ножом пытался наносить удары, а другие гости пытались не подпускать его к безоружному противнику. В итоге один из приглашенных успокоил Павленского, разбив о голову россиянина бутылку. Но тот уже успел вонзить нож в бедро одного из собутыльников, а другому поранить ножом лицо».

Тем не менее Mediapart приводит тотчас же оправдание Павленского: «Петр утверждает, что и в самом деле взял нож, который был просто положен на стол для нарезки лука. Но потом он положил этот нож на место после того, как помахал им немного для охлаждения пыла «провокаторов», пытавшихся его ударить. Павленский никак не объясняет ранения своих сотрапезников, говоря, что «эти люди просто вступили в заговор с полицией против меня».

Стоит напомнить, что те же слова о «заговорах полиции» и «провокациях» Павленский употреблял и в России, отбиваясь от обвинений в сексуальном насилии, хулиганстве, порче имущества. И западные СМИ ему верили.

Реакции французских читателей на статью «Петр Павленский, человек, ответственный за падение Гриво, разыскивается полицией» Mediapart

Lancetre:

Если верить этой статье, парень и вправду чокнутый. Гриво тоже не ангел, но он хотя бы не сделал ничего незаконного… Какое-то змеиное гнездо!

Lucile Chesnais:

«Поджигать двери ФСБ имело смысл, а вот зачем такое делать с Банком Франции — это я понимаю намного меньше». Это цитата из текста.

Ну да, в зависимости от того, на каком удалении ты находишься от места поджога, точка зрения на полезность или вредность этого самого поджога резко меняется.

Pierre26:

Ага, это вы, Франция Макрона, а также вы лично [в Mediapart] находили Павленского таким душкой, когда он жег двери ФСБ — несмотря на подозрения в сексуальном насилии. Вы находили его таким милым, что дали ему политическое убежище.

Crabetambour:

Есть три липких ярлыка, которые всегда клеят несогласным лакеи нашей системы: ультралевый, антисемит, популист. Вся эта святая троица сводится к простой ситуации: Запад не согласен с какими-то людьми, но мне лень объяснять им что-либо. Тогда я, Запад, вытаскиваю один из этих ярлыков и клею его оппоненту — в зависимости от того, какой нынче политический ветер дует.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.