Пепси-кола для оптимистов



Пепси-кола для оптимистов


Игра в очередной раз кажется почти проигранной — сотрудники американской береговой охраны извлекли из воды дюжину советских моряков, корабль которых потерпел крушение недалеко от берега. Об этой истории узнает работающий в Москве корреспондент газеты New York Times. Ему уже удалось разыскать мать одного из переживших кораблекрушение моряков; это доверчивая женщина, проживающая в убогом деревянном доме в сельской местности, широко открывает ему свои двери и душу. Это будет трогательная история с продолжением по сценарию холодной войны — о бедных людях, которые были рады сбежать из Советского Союза и у которых есть лишь одно желание — остаться на Западе, в земле обетованной, в Соединенных Штатах.

Однако Григорию Бирюкову и на этот раз удается придать новый поворот этой истории — этот честолюбивый руководитель информационно-аналитической группы Министерства иностранных дел СССР садится в направляющийся в Нью-Йорк самолет рядом с этим американским журналистом, и, попивая виски, рассказывает ему горестную историю о том, что потерпевших крушение моряков уже пытают сотрудники КГБ в советском посольстве в Вашингтоне, и теперь всем им нужно готовиться к жизни в сибирском лагере. Когда статья, описывающая ужасы кровожадного советского режима, публикуется на следующий день в газете, советский посол на поспешно созванной пресс-конференции представляет находящихся в полном здравии, выспавшихся и одетых в элегантные костюмы матросов. Все они радуются тому, что скоро поедут домой, а на вопрос о пытках они лишь улыбаются в ответ. А поторопившийся корреспондент оказывается лжецом — еще недавно им восторгались его коллеги, а теперь они издеваются над ним.

Конфронтация между Востоком и Западом, а также борьба между правдой и манипуляцией — все это чрезвычайно актуально. Разве мы не наблюдали недавно нечто подобное во время игры в прятки по поводу российских солдат на Украине? Можно вспомнить также «фейковые новости», а также ту роль, которую сыграл главный российский дипломат в выдуманной истории по поводу берлинской девочки Лизы. Теперь появилась возможность рассмотреть подобные примеры с некоторого исторического расстояния — в телесериале государственной телерадиокомпании ВГТРК.

Действие в нем происходит в 1960 году, то есть в то время, когда результат соперничества между двумя системами еще не был определен. В этом соревновании Советский Союз с первым спутником и первым человеком в космосе даже на короткое время выходит в лидеры. В телесериале «Оптимисты» рассказывается о молодых дипломатах, опередивших свое время, — это симпатичные, хорошо одетые, мотивированные люди, которые стремятся к тому, чтобы их страна получила заслуженную репутацию в мире. Первые показанные в апреле серии были столь успешными, что зимой будет показаны новые части.

Российский министр иностранных дел с похвалой отозвался об этом сериале. Но, по его словам, дипломатическая жизнь не является такой экзотической.

Спустя семь лет после смерти Сталина в министерстве собрались представители прогрессивной элиты эпохи оттепели — это выпускники МГИМО, московской кузницы дипломатов, и все они имеют какую-нибудь связь с Западом и поэтому понимают, чем и как живет противник. Один из героев фильма — сын русских эмигрантов, он родился в Париже, а его родители, полные надежд, вернулись на родину после Второй мировой войны и сразу попали в лагерь. Но он от них отказывается и начинает партийную карьеру. А есть еще эксперт по Кубе, который вырос среди сирот в детском доме, которые после гражданской войны в Испании приехали в Советский Союз. Никто не обращает внимания на идеи «молодых и диких», пока среди них не оказывается обладающий светским опытом любитель виски Григорий Бирюков. Он не очень высокого мнения относительно своего нового отдела, однако им движет честолюбие.

По примеру сериала «Безумцы» (Mad Men) зрители «Оптимистов» предпринимают ностальгическое путешествие в 1960-е годы. Бирюков внешне — это своего рода Дон Дрейпер (Don Draper) советской дипломатии. Конечно, московское Министерство иностранных дел — это не рекламное агентство в Нью-Йорке, но, тем не менее, и там, и там речь идет о том, чтобы что-то продать. Речь идет о пиаре самой большой страны в мире, страны, которая противостоит западному лагерю. И при этом все выглядят довольно неофициально — роговые очки, прически с заколками, проборы и помада, элегантные платья и костюмы существовали и в восточном блоке.

Это соответствует тренду. Три года назад по государственному «Первому» телеканалу был показан сериал «Оттепель» о периоде после окончания сталинской диктатуры, когда писатели, художники и музыканты вновь обрели смелость, и начался период расцвета культуры. Даже глава партии Никита Хрущев вернулся домой под впечатлением от своей поездки в Соединенные Штаты, и советское общество впервые познакомилось с культурой потребления. Оптимисты скептически пробуют пепси-колу и слушают первые такты бит-музыки.

Вообще после 13 серий первого сезона может возникнуть впечатление, что не было большого отличия между Западом и Востоком. Все используют одни и те же трюки, и в конечном итоге речь идет о том, кто лучше занимается работой с общественностью. А какая модель — западная или советская — получает преимущество, определяется за счет ловкости, искусства вести переговоры и пропаганды. Если бы все люди в Советском Союзе были такими элегантными оптимистами как Бирюков — кто знает, как бы закончилась тогда холодная война.

Российский министр иностранных дел с похвалой отозвался об этом сериале после начала его показа в апреле. Жизнь дипломата не является такой экзотичной, как это показано в фильме, но если этот сериал будет способствовать тому, что еще больше молодых людей заинтересуются этой профессией, то это хорошо, сказал он. По его мнению, исполнитель главной роли не может реально на экране сидеть вместе со своими партнерами. «И либо все пишут какие-то бумаги, либо говорят на непонятном нормальному человеку языке. Было бы скучновато», — добавил он.

Вновь разогретый конфликт между Востоком и Западом, этот постоянно повторяющийся сюжет, подкрашенная действительность 1960-х годов в стиле конфетных фантиков — все это, естественно, соответствует линии российского государственного телевидения. Но если сравнить это с истеричным тоном, господствующим в новостях и в ток-шоу, то сериал продюсера Алексея Попогребского приятно удивляет своим спокойствием и деликатностью. Возможно, это связано с тем, что его идея возникла еще в 2010 году, то есть задолго до того, как конфронтация между Востоком и Западом вновь разгорелась из-за войны на Украине. Первоначально речь шла о том, чтобы показать стиль того времени, говорит один из авторов Михаил Идов. Ради этого, несомненно, стоит познакомиться с этим сериалом — даже если не знать русского языка.