NZZ: американцы с восторгом сносят памятники, а Россия всё никак не решится



В отличие от американцев русские не спешат избавляться от «неправильных памятников» прошлого, пишет Neue Zürcher Zeitung. В обращении с собственной историей Россия разобщена и обществу не удаётся достичь консенсуса по вопросам сноса и переименования. Поэтому в стране несовместимые вещи продолжают сосуществовать, отмечает издание.
NZZ: американцы с восторгом сносят памятники, а Россия всё никак не решится


Восторг, с которым сейчас американцы уничтожают «неправильные памятники», трудно понять, пишет Neue Zürcher Zeitung. Возможно, однажды всё-таки удастся достичь согласия во всех этих спорах, надеется автор статьи Андреас Рюш. «Например, можно было бы создавать только аллегорические образы во имя богини политкорректности, предпочтительно нейтральной расовой и половой принадлежности», — не без иронии предлагает журналист.

Впрочем, России до такого «прорыва» ещё далеко, продолжает издание. Чтобы убрать всех «свидетелей истории», вызывающих возмущение, «бригаде уборщиков» понадобятся годы. Статуи Ленина, советские названия улиц — общество не может достичь консенсуса в вопросе замены их на что-то новое.

Поэтому в России несовместимые вещи продолжают сосуществовать друг с другом. Внешний вид некоторых российский городов отлично иллюстрирует ту разобщённость, которая свойственна стране в обращении с собственной историей. Хороший пример — Екатеринбург. Здесь в 1918 году по приказу большевиков был расстрелян последний русский царь. Несколько лет назад в его честь на этом месте возвели красивую церковь. Но улица, которая к ней ведёт, до сих пор носит имя цареубийцы: жители не позволили поменять её название.

На главной площади с давних пор стоит памятник вождю революции Ленину, продолжает издание. При этом стоит отметить, что у города достаточно богатый опыт по сносу монументов, отмечает Рюш. В своё время на площади стояло изваяние царя Александра II. После февральской революции 1917 года оно уступило место Статуи Свободы, после чего «Обнажённому труду» — мраморной фигуре голого мужчины в полный рост. Но из-за неприглядной наготы избавились и от неё. Позже на постамент водрузили диктатора Сталина, а после разоблачения его культа — Ленина. С тех пор городские власти так и не смогли подобрать какую-нибудь более подходящую альтернативу. «Как-никак сильное присутствие Ленина в стране, которая официально отреклась от коммунизма, заставляет задуматься. А для этого памятники и существуют», — заключает автор.