Лукас Якубович: фотографируясь с животными, политики эксплуатируют и животных, и нас заодно



Лукас Якубович: фотографируясь с животными, политики эксплуатируют и животных, и нас заодно


Его «конек», его изюминка — это внешне кажущееся элементарным наблюдение: эксплуатация животных — мощная технология в руках женщин-политиков и мужчин-политиков для расширения их власти над людьми. Лукас Якубович проводит перед нами Россию, Соединенные Штаты, Францию, Италию, Туркменистан… Его всемирная антология эксплуатации животных наполнена анекдотцами из жизни узнаваемых людей и другими забавными примерами, подтверждающими его точку зрения.

Marianne: В прологе к своей книге вы указываете, что такой анализ до сих пор не проводился. Как и когда вы поняли важность роли животных в политике?

Лукас Якубович: Эта тема меня захватила в ноябре 2019 года. В то время одна фотография вызвала много разговоров в Интернете и социальных сетях: Ким Чен Ын позирует верхом на белоснежной лошади посреди заснеженной равнине. Почему? Президент Северной Кореи был немного смешон в этом положении, особенно со своей прической и стилем одежды. Меня позабавило различие между северокорейскими информационными агентствами, которые изображали его своим великим правителем, и западным общественным мнением, для которого Ким Чен Ын, эксплуатирующий лошадь, выглядел смешно.

Итак, я заинтересовался вопросом, почему животное в данном конкретном случае было превращено в инструмент, почему произошло присвоение Ким Чен Ыном красоты и других качеств животного, инструментализация лошади. Но несколько дней спустя я наткнулся на фотографию Эммануэля Макрона, гладящего козленка, и понял, что Ким Чен Ын не одинок. Макрон тоже как бы инструментализировал козленка. Я написал об этом статью в онлайн-журнал «Люди. Принимающие решения», и статья вдруг побила рекорд посещаемости. Поэтому мне захотелось понять, существует ли причинная связь между политическим режимом и тем или иным животным, которое используют политики. Я провел небольшое исследование и понял, что почти за каждым политиком скрывается какое-то животное. Хотя приходится признать, что есть политики, реально любящие животных. Например, крайне правая Марин Ле Пен — у нее настоящая страсть к кошкам. Она имеет даже диплом воспитательницы котов.

— В результате вашего исследования создается впечатление, что существует связь между типом животного и формой политического режима?

— От каждого животного действительно может быть своя польза в зависимости от политической направленности общественного деятеля, который это животное инструментализирует. Например, популистские правые партии обычно распространяют довольно крайние, дискриминационные, ксенофобские и даже женоненавистнические идеи. Используя милых животных, эти политики будут стремиться убедить избирателей, что они тоже милые. Особенно это касается Марин Ле Пен и Маттео Сальвини с их кошками.

Рамзан Кадыров, президент Чеченской Республики, часто снимается на камеру в окружении милых животных. Так он создает контраст со своим образом диктатора, который время от времени мучает людей. В то же время он позволяет себе демонстрировать свою силу через частные зоопарки, где содержатся взаперти дикие животные. У других авторитарных правителей есть такая практика: если они могут приручить животных из семейства кошачьих, то они смогут господствовать и над людьми тоже.

— Вы говорите, что Владимир Путин является олицетворением манипулирования животными. В чем это выражается со стороны Путина?

— Владимир Путин инструментализирует животных, чтобы показать свою силу и человечную сторону своей натуры. Это отражает весь его политический проект по созданию режима, который объединяет царскую Россию и западную демократию. С изображениями животных он создает «путинский синкретизм», то есть совмещает одно с другим. Он позирует с милыми собачками, дарит щенков малообеспеченным детям…

Благодаря таки акциям Путин показывает, что у него есть сердце, что он чуток и что ему можно доверять. Он также делится множеством фотографий, на которых он изображен на фоне дикой сибирской природы и с православным крестиком на шее, изображает из себя старца, такого, знаете ли, монаха-отшельника из тех, что живут в тайге. Культ природы и распространение советских кодексов в России сочетаются повсюду. Это позволяет Путину укрепить свой имидж всемогущего лидера.

— Мы, западные избиратели, знаем, что наши политики манипулируют нами, используя вот эти клишированные образы животных. И все равно наша демократия поддается этой манипуляции. Вы показываете эту связь между рейтингом политика в демократическом обществе и новым фото этого субъекта в компании животного. В чем эта связь состоит и почему возникает?

— Политики часто создают себе имидж недоступных пониманию простого смертного технократов. Это нас и увлекает, и пугает. А вот когда политики позируют с животным, они создают впечатление, что они — ребята как все. Когда песик четы Макронов по кличке Немо жует тапочки президента во время франко-немецкого саммита, мы сразу как бы говорим себе: ага, у президента тоже проблемы с воспитанием своей собачки! Он как мы. И если Немо в последнее время куда-то исчез с экранов, я уверен: он опять появится во время президентской предвыборной кампании!