Зарубежные СМИ о нас
Главная Россия СНГ Мир Политика Общество Новости

Der Tagesspiegel: почему для европейских мусульман карикатуры на их пророка — личное оскорбление

Порожденная убийством французского учителя истории Самюэля Пати полемика о карикатурах на Мухаммеда и о защите свободы СМИ вновь вызвала у мусульман, да и у других людей, связывающих себя с исламским миром, возмущение и протесты.
Опять пошла речь о конфликте «ценностей» между неприкосновенностью веры и ее символов с одной стороны — и свободой выражения мнений с другой.
При этом каждая из сторон подвергает сомнению ценности другой стороны и требует, чтобы ее система ценностей была признана повсеместно. В западных обществах многие не понимают, почему мусульмане реагируют с таким гневом и почему эта реакция каждый раз возникает как по команде сверху.
Много говорится о «радикальных мусульманах». От живущих в Европе мусульман требуют, чтобы они приспосабливались к европейскому образу жизни. При этом игнорируется тот факт, что и многие из тех мусульман, которых нельзя назвать ни радикалами, ни либералами, тоже чувствуют себя оскорбленными этими карикатурами. Они воспринимают эти картинки как провокацию.
Вера — важная часть идентичности
Пророка Мухаммеда они считают святым и важнейшим символом своей веры, которая, в свою очередь, является частью их собственной идентичности. Если в карикатурах его изображают смешным, то для многих мусульман такое изображение является нарушением их прав, их свободно выбранного мнения. Такое изображение мусульмане воспринимают как личное оскорбление и надругательство. Они считают, что таким образом обращаются несправедливо с ними лично, а не с кем-то другим. Их лично гнобят и не воспринимают всерьез.
Тесная связь пророка с личной идентичностью мусульман, которая такими карикатурами подвергается осмеянию, — это одна сторона проблемы. Но эти чувства возникают не на пустом месте. В политическом пространстве они имеют исторические и политические корни.
Здесь дает о себе знать долгая колониальная история западных держав в арабском мире. В статьях и онлайн дискуссиях на тему карикатур в арабско-исламском мире эта история обсуждается очень часто. Речь идет о колониальном прошлом Запада и в особенности о колониализме Франции: вспоминается о практиковавшихся тогда кровавых расправах, о бомбардировках мечетей и о эксплуатации колониальных стран.
К этому добавляются сообщения о мусульманах в Европе, которых дискриминируют из-за их имен, которым не сдают квартир; статьи в прессе, которые часто называют мусульман «иностранцами» в тех самых европейских странах, где эти мусульмане родились. Есть и статьи о нападениях на мечети в Европе и об антиисламской позиции правых партий, становящихся все более влиятельными.
Колониальное прошлое западных стран не забыто
И вот перед лицом подобного переплетения разных факторов французский президент Макрон вдруг начинает говорить об «исламистском терроризме и сепаратизме». Причем при переводе на арабский язык понятие «исламистский» часто превращается в «исламский», что приводит к неправильному его пониманию. Четкая поддержка президентом Франции свободы выражения мнений, в рамках которой и происходит публикация подобных карикатур, воспринимается многими мусульманами как продолжение колониального отношения Франции к исламу.
Речь Эммануэля Макрона об «исламистском сепаратизме» и «всемирном кризисе ислама» была особенно обидной. Она задела у мусульман старую открытую рану, а именно сложившееся у них впечатление, будто ислам упоминается на Западе преимущественно в контексте террора, насилия и радикализма.
Из-за этого у многих мусульман возникает ощущение, что все они находятся под подозрением, хотя большинство их них ведет мирную, далекую от политики жизнь. Поэтому на многих плакатах, в своих видео и комментариях по поводу карикатур на Мухаммеда они помещают такие фразы, как «Мы — не террористы» или «Ислам — мирная религия».
А так как они считают, что их мнение и их чувства не воспринимают всерьез, они решаются на бойкот, который — в их глазах — является «мирным оружием» против «французской агрессии». Только едва ли кто-нибудь из них говорит об обезглавленном учителе Самюэле Пати.
Если же об этом прямо спросить, то в ответ услышишь: «Конечно, нельзя убивать людей. Но нельзя и оскорблять нашего пророка». То есть, мусульмане и себя тоже считают жертвами. Это объясняет то сильное возмущение, которое возникает у мусульман, когда речь заходит о карикатурах на Мухаммеда.
Эту взаимосвязь большинство людей в Европе не понимает. Поэтому необходима открытая общественная полемика, в рамках которой можно будет говорить друг с другом и попытаться понять другую сторону. Это должно быть безопасное пространство, в котором каждый сможет открыто говорить о своих мыслях, чувствах и страхах. Там можно будет продолжать спорить о том, какое из основополагающих прав имеет приоритет — свобода выражения мнений или свобода религии. А может быть, в обоих случаях речь идет о достоинстве человека.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники




Загрузка...
757

Похожие новости
04 августа 2021, 15:10
03 августа 2021, 01:10
04 августа 2021, 17:00
04 августа 2021, 13:20
04 августа 2021, 13:20
03 августа 2021, 14:30

Новости партнеров
 
 

Актуальные новости
04 августа 2021, 11:20
04 августа 2021, 01:50
04 августа 2021, 15:10
03 августа 2021, 06:50
04 августа 2021, 01:50
04 августа 2021, 13:20

Выбор дня
04 августа 2021, 07:30
04 августа 2021, 15:40
04 августа 2021, 17:00
04 августа 2021, 13:40
04 августа 2021, 01:50

Новости партнеров

Реклама

Прочие новости

 

Новости СМИ

Популярные новости
30 июля 2021, 15:30
30 июля 2021, 21:10
31 июля 2021, 10:30
01 августа 2021, 13:00
02 августа 2021, 11:50
01 августа 2021, 13:30
29 июля 2021, 16:40