Зарубежные СМИ о нас
Главная Россия СНГ Мир Политика Общество Новости

Conversation: в поиске своей идентичности Россия не отказывается от имперского мышления

Россия, как пишет обозреватель The Conversation, уже давно представляет собой империю, состоящую из сплошного участка суши, а не из разрозненных заморских территорий, что помогло ей защититься от «постколониальной критики». При этом, по словам автора, на протяжении нескольких столетий Москва сохраняет имперское мышление и не собирается от него отказываться.
Имперскому мышлению России уже несколько столетий, и оно никуда не денется, пишет преподаватель Бирмингемского университета Кеворк Осканян в своей статье для The Conversation.
Учёные постколониальной эпохи преимущественно сосредоточены на наследии западных империй, и несмотря на длинную историю экспансионизма, Россия «в своих различных реинкарнациях» никогда не подвергалась такому же серьёзному критическому анализу.
Россия всегда была империей, состоявшей из сплошного участка суши, а не из разрозненных заморских земель. Всё это помогло защитить страну от постколониальной критики.
В результате сложилась странная ситуация, когда наследник самой крупной в современной истории империи явно чувствует себя неуютно в связи с независимостью многих её бывших подданных. Этот дискомфорт вызван имперским мышлением, которое пережило революции и геополитические трансформации XX века и которое до сих пор остаётся в корне переплетено с давним и непростым восприятием Россией своего места в мире, считает автор.
Не будучи полностью европейской или всецело азиатской, Россия, располагаясь на огромной евразийской территории, всегда боролась со своей двойственной идентичностью. Ранее она была «христианским, но православным» государством. В XIX веке её интеллектуальная элита участвовала в великих просветительских спорах, в то время как её самодержавное правительство и феодально-аграрная экономика всё больше отрывались от Европы, находившейся в процессе либерализации и индустриализации.
Марксизм-ленинизм большевиков также был одновременно продуктом европейского просвещения и явным идеологическим отрывом от евро-американского капитализма, говорится в статье.
Длится всё это уже несколько столетий. Многогранная сложная идентичность России привела к тому, что она особым образом оправдывает имперское господство над своими восточными и западными подданными. Как и её партнёры на Западе, Москва преследовала различные цивилизационные цели, которые она при необходимости навязывала своим подданным с помощью силы. Между тем в отличие от западных держав делала она это, присваивая себе «сферы влияния», расположенные как на Востоке, так и на Западе.
В зависимости от того, где и когда она устраивала свои цивилизационные авантюры, последние осуществлялись различными способами.
На Востоке — Кавказе и Центральной Азии — имперская Россия позиционировала себя защитником христианства или же «просветительской силой», во многом вторя западным державам, которые использовали очевидный собирательный образ Востока как места, где царит «мусульманская «отсталость» и восточный «иррационализм».
А на Западе Россия позиционировала себя «гарантом православия» в противостоянии с тлетворными опасностями католического «иезуитства» и с наиболее либеральными проявлениями европейского просвещения, отмечает автор.
В настоящее время в эпоху, когда империи формально запрещены, эта двойственность Восток-Запад всё ещё определяет отношение Москвы к её соседям. Это означает, что Кремль может заявить: западные владения России на самом деле отделены от Запада. В то же самое время Москва будет приводить различные «оправдания своего господства над «нерациональными жителями Востока», пишет Кеворк Осканян в своей статье для The Conversation.
Чтобы отличаться от либерального Запада, путинское правительство возвеличивает и прославляет традиционные элементы русской идентичности. В их число входят и православное христианство, и тщательно отобранные аспекты советского наследия, однако главным элементом остаётся Великая Отечественная война. Обращаясь к этой истории, путинская Россия «заявляет о наличии у неё «подлинной», традиционной европейской идентичности». Звучат утверждения о том, что Запад деградировал в постмодернистский декаданс, и только Россия способна спасти так называемые консервативные ценности Европы, прежде чем они станут жертвой того, что Путин называет «хаотической тьмой».
Однако дело тут не только в путинизме, говорится в статье. По этому шаблону страна жила на протяжении столетий. Всё это зиждется на остром стремлении к статусу великой державы. Так поступала царистская империя, так поступал СССР, и так поступает сегодняшняя Российская Федерация.
«На «деколонизацию» Кремля может уйти гораздо больше времени, больше, чем ушло на свержение царя, на демонтаж Советского Союза или на обеспечение своего рода «смены режима» в сегодняшней Москве. Это потребует как минимум фундаментального переосмысления российской идентичности», — подытоживает Кеворк Осканян свою статью для The Conversation.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Загрузка...

Загрузка...
877

Похожие новости
20 февраля 2019, 21:40
21 февраля 2019, 03:10
21 февраля 2019, 17:10
18 февраля 2019, 16:30
20 февраля 2019, 13:10
20 февраля 2019, 16:00

Новости партнеров
 
 

Актуальные новости
18 февраля 2019, 13:40
22 февраля 2019, 01:40
21 февраля 2019, 11:40
20 февраля 2019, 18:50
18 февраля 2019, 13:40
19 февраля 2019, 00:50

Новости партнеров
Not found

Новости партнеров

Реклама

Прочие новости

 

Новости СМИ
Загрузка...
Not found

Популярные новости
20 февраля 2019, 16:00
20 февраля 2019, 21:40
16 февраля 2019, 02:10
19 февраля 2019, 16:50
18 февраля 2019, 18:30
16 февраля 2019, 00:00
17 февраля 2019, 17:20