Akharin Khabar: отношения России и Израиля можно описать русской пословицей



Akharin Khabar: отношения России и Израиля можно описать русской пословицей


Оригинал статьи опубликован изданием «Sharq», и точка зрения, приводимая автором, может не совпадать (полностью либо частично) с точкой зрения редакции.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на совместной пресс-конференций со своим израильским коллегой Яиром Лапидом 9 сентября заявил, что для России «безопасность Израиля является одним из приоритетов». Эти слова Лаврова вызвали бурное обсуждение среди тех, кто считается союзником России (а ранее — еще Советского Союза) в ближневосточном регионе, а заодно привели к обсуждению и других сюжетов. Суть этих обсуждений можно свести к знаменитому высказыванию первого диктатора, а затем и монарха Рима, Юлия Цезаря, которое прозвучало в адрес его друга Брута, который также стоял с кинжалом в руках среди убийц Цезаря: «И ты, Брут?!…».

В то время, когда идеология полностью довлеет над действительностью, те, кто являются носителями этой идеологии, почему-то полагают, что все, что (и о чем) они думают, находится полностью в ладах с разумом и логикой. Это в точности тот сюжет, который изложил в своей книге «Критика чистого разума» великий немецкий философ Иммануил Кант. Кант полагал, что доводы разума, чем-то ограниченного, например, той же идеологией или верой, всегда доминируют над рациональностью и доводами науки. Почему-то человеческое сознание временами требует того, чтобы видеть не реальное положение вещей, а именно то, что оно хочет видеть сейчас. Все это можно проследить, изучая политику России в отношении Израиля. Первый этап этой политики приходился еще на времена СССР, а другой начинается уже после распада Советского Союза, точнее тогда, когда началось и продолжается правление нынешнего президента России, Владимира Путина.

Начало: во времена Советского Союза

Российский телевизионый канал еще 28 декабря 2013 взял интервью у Анатолия Громыко, сына знаменитого министра иностранных дел Советского Союза Андрея Громыко, который также представлял Советский Союз в Совете Безопасности ООН в 40-е годы прошлого столетия. Громыко-младший в ходе интервью сказал, что его отец всегда и во всем превозносил евреев — он считал их чрезвычайно смелыми, а кроме того, видел своими глазами, как они гибли в годы Второй мировой войны. Анатолий Громыко далее объяснял, что советские лидеры всегда готовы были выгородить тех руководителей Израиля, кто хоть мало-мальски отличался более левыми взглядами, и уж тем более тех, кто позитивно высказывался о социализме. По предположениям советских руководителей, в том числе Иосифа Сталина, социалистическая идеология должна была приблизить лидеров Израиля к СССР, и одновременно, препятствовать их сближению с империализмом и западным капиталом. Так они, по мысли Сталина, должны были стать послушными исполнителями геополитических замыслов СССР на Ближнем Востоке. Эти слова Громыко-младшего напоминали то, что говорил его отец на Генеральной Ассамблее ООН 14 мая 1947 года. Тогда Громыко-старший сказал: «Арабские лидеры утверждают — решение ООН о разделении Палестины на два государства является якобы несправедливым, тогда как на самом деле это именно арабская точка зрения несправедлива, поскольку еврейский народ имеет неоспоримые права на Палестину».

И в этой связи уже после так называемой «Войны 5 июня 1967 года» (которую Советский Союз официально осудил) Алексей Косыгин, председатель Совета министров СССР, заявил в ходе дискуссии в ООН 19 июня того же года: «Каждый народ имеет право на свое независимое государство, и потому мы в 1947 году проголосовали за резолюцию ООН, и на основе той резолюции Советский Союз установил дипломатические отношения с Государством Израиль».

Удивительно здесь то, что Советский Союз тогда воспрепятствовал пересмотру резолюции марта 1947 года о разделении палестинской территории. В книге Нурхана аш-Шейха под названием «Позиция СССР и России в отношении арабов и арабского единения», которая была опубликована в 2013 году Центром исследований арабского единства в Бейруте, говорится, что «Красная столица», (то есть Москва), объясняя свою позицию, воздержалась от пересмотра решения ООН, поскольку была убеждена, что Вашингтон ставит свои «нефтяные интересы» выше справедливого урегулирования кризиса.

Палестина довольно ясно выявила позицию Советского Союза относительно первой арабо-израильской войны 1948 года, когда в итоге Москва в Совете безопасности ООН начала политическую и информационную компанию против объединенной арабской армии, напавшей на Силы обороны Израиля. Восточный блок, или прокоммунистические государства, тогда начали снабжать израильтян любыми видами вооружений и техники, которые те просили, что в итоге привело к оккупации (Израилем) той части палестинской территории, которая уже не была оговорена в резолюции ООН по разделению Палестины на две части.

(…)

Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, в своей книге «Воспоминания о войне 1947-1949 годов вспоминает: «Пришла весть о двух кораблях, которые движутся из Болгарии. Моше (Моше Шарет — первый в истории Израиля глава МИД. — Прим. ИноСМИ.) разговаривает с советским представителем в ООН Андреем Громыко. Громыко, поддержав его, с большим интересом расспрашивал, в каком состоянии находится наше вооружение и военная техника, что можно было бы еще импортировать и возможно ли будет доставить что-то в Израиль после 15 мая».

В первой половине 50-х годов (с 1953 по 1956 годы) Советский Союз систематически срывает планы арабских государств относительно экономических санкций в отношении Израиля, действуя по формуле «российская нефть в обмен на израильские цитрусовые». В январе 1966 года Москва снова отклоняет предложение об официальном непризнании Израиля как государства, оккупировавшего часть Палестины. Предложение прозвучало и обсуждалось на конференции Организации солидарности народов Азии, Африки и Латинской Америки, которая прошла в Гаване. В то же время СССР настаивал на официальном признании Израиля и выступал против официального признания Организации Освобождения Палестины.

(…)

В целом же позиция Советского Союза по палестинской проблеме и поддержка СССР резолюции по разделению Палестины на две части повлияла на позиции различных арабских партий левого толка и на их подход относительно Палестины. Анвар Абд Аль-Малек, левый египетский мыслитель, в своей книге «Армия Египта и общество» писал о том, что Советы просили прокоммунистические и другие группировки марксистско-ленинского толка арабских стран, чтобы те повлияли на позиции своих государств относительно официального признания Израиля и заключения с Израилем мира в обмен на выплату (Израилем) компенсации палестинским беженцам. (…) Другой египетский автор Абдулла Туркамани в исследовании «Коммунистические партии арабского Востока» писал, что некоторые группировки коммунистического толка выступали в поддержку оккупации Израилем части палестинской территории и обосновывали это тем, что «Израиль стоит на более высокой ступени общественного развития и перешел на капиталистические отношения, тогда как в арабских странах еще господствуют феодальные отношения». Ну а что изменилось после распада Советского Союза? По сути, не изменилось ничего, однако распад СССР стал той поворотной точкой, от которой и началось движение к ситуации, наблюдаемой уже сегодня.

Этап второй: о политике «путинизма»

Российское издание «Коммерсант» в сентябре 2019 года опубликовало материал о встрече Путина с участниками конференции, проводимой еврейским фондом «Керен ха-Йесод». Президент России в ходе конференции назвал Израиль «русскоязычной» страной Ближнего Востока. Ливанское издание «Аль-Ахбар» еще в октябре 2010 года также констатировало, что именно благодаря 20% населения современного Израиля, которые на сегодняшний день говорят по-русски, совершенно очевидно, что Россия будет иметь с Израилем особые отношения, невзирая на политику, которую тот проводит. Путин откровенно подчеркивал, что Россия с особым вниманием следит за положением более одного миллиона граждан Израиля, которые говорят на русском языке, подчеркивал автор статьи.

В тоже время можно вспомнить и о заявлении Николая Патрушева, Секретаря Совета безопасности России, который на «Заседании по безопасности», прошедшем в июне 2019 года с участием представителей совбезов США и Израиля в оккупированной части Иерусалима, заявил, что «Россия придает большое значение региону, где почти два миллиона человек говорят на русском языке».

На сайте одного из российских телеканалов 23 января 2020 года сообщалось, что Владимир Путин в ходе празднований в Иерусалиме, посвященных 75-летию победы над нацизмом, говорил об особой роли Советского Союза в этой борьбе, и Израиль, по словам президента России, «придает этому большое значение». Тогда Путин сказал, что Россия сожалеет о погибших и жертвах нацизма и помнит, что шесть миллионах евреев были уничтожены в лагерях смерти, а 40% из них были гражданами бывшего Советского Союза.

И можно привести еще много других примеров и заявлений, которые не нуждаются в особых комментариях, а приведенное выше заявление Сергея Лаврова о «приоритете безопасности Израиля для России» даже не оставляет места для дальнейших спекуляций.

Вместо окончательного вывода

30 июля 1970 года израильтянами были сбиты пять советских боевых самолетов над Синайской пустыне в Египте. Самолетов не просто советского производства, а с советскими летчиками за штурвалами. В результате три летчика, Владимир Журавлев, Николай Юрченко и Евгений Яковлев, погибли.

И более чем 40 лет спустя, 18 сентября 2018 года Израиль не сбивает, но подставляет под удар сирийских ПВО российский ИЛ-20 у побережья Сирии, в результате чего гибнут 15 российских военных. Но в обоих случаях, российско- (советско-) израильские отношения были нормализованы еще быстрее, чем были захоронены останки погибших. Поскольку как в 70-е годы прошлого века, так и в настоящее время для России безопасность Израиля была «одним из приоритетов». Или, как говорит известная русская пословица — хлеб с солью не бранится.

* Для удобства читателей перевод публикации приводится с сокращениями